
Ошибки, из-за которых фрилансеры не получают и теряют клиентов
Можно быть отличным исполнителем, экспертом, но не очень хорошим менеджером. А это мешает некоторым фрилансерам развиваться, повышать доход. В материале подробнее разбираем такие ошибки и рассказываем, как их решить.
Фриланс
4092
25 авг. 2020
Особенность фрилансеров в том, что они должны быть не только хорошими исполнителями и экспертами в своей области, но еще отличными менеджерами по продажам, коммуникации, проектам. Конечно, нет тех, кто никогда не ошибался, но предупредить проблему всегда проще, чем решить. С этим и поможет эта статья, в которой перечислим типичные ошибки фрилансером и возможные варианты их решения.
Вообще какого-то единого стандарта по времени ответа нет. Только в email-переписке желательно отписывать в течение 24 часов. С мессенджерами все сложнее: здесь надо быть оперативнее и гибче. Желательно отвечать в течение 15 минут или часа. Если дольше — клиента можно потерять, ведь к вам могут обратиться со срочным заказом, а в таком случае все нужно решать быстро.
Постарайтесь максимально быстро отвечать на рабочие сообщения, письма. Желательно в течение 15-30 минут.
Если вы видите, что коммуникация будет длительной, а у вас сейчас нет времени ее вести, сообщите об этом заказчику и перенесите обсуждение на другое время, удобное для двоих.
Никто не хочет общаться с роботом, особенно в рабочее время (приблизительно с 9:00 до 20:00) или при первой же коммуникации. Поэтому если вы до сих пор рассылаете потенциальным клиентам одинаковые письма, не адаптируясь под их проекты, то и конверсия будет соответствующей.
Составить письма, на которые реально получить ответ (и заказчиков!). Вот несколько рекомендаций по этому поводу:
Важно не начинать с оглашения цен и условий. Когда вы акцентируете внимание на том, что работаете, например, по предоплате и (о ужас) просите до определенного времени внести оплату, заказчику наверняка захочется убежать и никогда вам не отвечать. Ведь вы еще не начали сотрудничество, а от него уже что-то требуют. Вместо этого лучше напишите, какую выгоду принесет клиенту ваша работа.
Думаете, что возражения — это плохо? Нет, это нормально в начале общения, пока между фрилансером и клиентом нет доверительных отношений. Возражений может быть несколько. Например, высокая стоимость услуг, сомнение в фрилансере как в эксперте, страх быть обманутым и даже сомнения в себе.
Вам важно аргументированно устранить возражения:
Это неверная позиция, так как вы помогаете клиенту решить какую-то проблему и должны знать, как это сделать лучше. Он может строить догадки, но вы нужны, чтобы находить эффективные решения.
Важно не просто на словах доказывать свою правоту, а приводить конкретные аргументы (например, в цифрах). А еще с самого начала позиционировать себя специалиста, эксперта в своей области, а не новичка-труса. Поверьте, это очень меняет к вам отношение. Спорить с экспертом мало кому хочется, а вот с неуверенным в себе фрилансером — вполне.
Конечно, на фрилансе, особенно в начале пути, хочется удержать любого клиента.
Но это не всегда нужно по нескольким причинам:
Ошибаться — это нормально. Но не забывайте из каждой ошибки извлекать возможности для улучшения своих навыков.
Слишком долгие ответы на письма или в целом не оперативная коммуникация
Вообще какого-то единого стандарта по времени ответа нет. Только в email-переписке желательно отписывать в течение 24 часов. С мессенджерами все сложнее: здесь надо быть оперативнее и гибче. Желательно отвечать в течение 15 минут или часа. Если дольше — клиента можно потерять, ведь к вам могут обратиться со срочным заказом, а в таком случае все нужно решать быстро.
Как исправить эту ошибку?
Постарайтесь максимально быстро отвечать на рабочие сообщения, письма. Желательно в течение 15-30 минут.
Если вы видите, что коммуникация будет длительной, а у вас сейчас нет времени ее вести, сообщите об этом заказчику и перенесите обсуждение на другое время, удобное для двоих.
Шаблонные письма
Никто не хочет общаться с роботом, особенно в рабочее время (приблизительно с 9:00 до 20:00) или при первой же коммуникации. Поэтому если вы до сих пор рассылаете потенциальным клиентам одинаковые письма, не адаптируясь под их проекты, то и конверсия будет соответствующей.
Как исправить эту ошибку?
Составить письма, на которые реально получить ответ (и заказчиков!). Вот несколько рекомендаций по этому поводу:
- Сделайте нормальную структуру. Для этого представьтесь, кратко расскажите о себе (кто вы, чем занимаетесь, какие услуги предлагаете), опишите суть вашего предложения, попрощайтесь (без манипуляций!).
- Один потенциальный клиент = одно письмо. Особенно если ваш основной канал коммуникации — почта. В строке «получатель» должен быть один человек. Никаких копий, даже скрытых.
- Предложите решение проблемы. Писать в стиле «мне очень нужна работа!» не надо, так как это точно не поможет достичь нужного результата. А вот рассказать, какую проблему вы хотите решить и каким способом — отличная идея.
- Добавьте свое портфолио. Желательно чтобы все ваши релевантные проекты были собраны в одном месте и вы смогли просто прикрепить линк на него.
- Добавьте призыв к действию. Ведь нет призыва = нет действия. Можете задать вопрос, можете попросить ответить на ваше письмо, если человека заинтересовало предложение.
Важно не начинать с оглашения цен и условий. Когда вы акцентируете внимание на том, что работаете, например, по предоплате и (о ужас) просите до определенного времени внести оплату, заказчику наверняка захочется убежать и никогда вам не отвечать. Ведь вы еще не начали сотрудничество, а от него уже что-то требуют. Вместо этого лучше напишите, какую выгоду принесет клиенту ваша работа.
Неумение работать с возражениями
Думаете, что возражения — это плохо? Нет, это нормально в начале общения, пока между фрилансером и клиентом нет доверительных отношений. Возражений может быть несколько. Например, высокая стоимость услуг, сомнение в фрилансере как в эксперте, страх быть обманутым и даже сомнения в себе.
Как исправить эту ошибку?
Вам важно аргументированно устранить возражения:
- «Почему так дорого?» Покажите, почему ваша работа стоит озвученную сумму. Идеально подойдут кейсы, где вы показываете проблему, потом свои действия и конечный положительный результат. Например, как редизайн сайта увеличил конверсию на 30-50%.
- «А вы точно справитесь?» Если такой вопрос вы получили после письма с портфолио, пришлите положительные отзывы от других клиентов.
- «Почему так долго?» Клиент может совсем не разбираться в нюансах вашей работы и это нормально. Самое простое, что вы можете сделать — расписать работу над заказом поэтапно, начиная с изучения брифа или ТЗ.
Утверждение, что клиент всегда прав
Это неверная позиция, так как вы помогаете клиенту решить какую-то проблему и должны знать, как это сделать лучше. Он может строить догадки, но вы нужны, чтобы находить эффективные решения.
Как исправить эту ошибку?
Важно не просто на словах доказывать свою правоту, а приводить конкретные аргументы (например, в цифрах). А еще с самого начала позиционировать себя специалиста, эксперта в своей области, а не новичка-труса. Поверьте, это очень меняет к вам отношение. Спорить с экспертом мало кому хочется, а вот с неуверенным в себе фрилансером — вполне.
Неумение отказывать
Конечно, на фрилансе, особенно в начале пути, хочется удержать любого клиента.
Как исправить эту ошибку?
Но это не всегда нужно по нескольким причинам:
- Проект вам не интересен. Конечно, вы можете его взять, но в таком случае вряд ли придумаете что-то стоящее и, скорее всего, все же откажетесь. В итоге потеряете время, недозаработаете и испортите себе репутацию.
- Проект, нарушающий ваши принципы. Например, вы пообещали себе никогда не браться за дизайн сайтов с сомнительными способами заработка, вроде казино. Но тут поступает заказ с просьбой задизайнить лендинг для казино. Да, вы можете его взять, но в процессе будете прокрастинировать, вряд ли сделаете работу хорошо и в портфолио добавить не сможете. В итоге заработок вряд ли перекроет потраченные ресурсы.
- Низкооплачиваемый проект. Если к вам обращается клиент с заниженым ценником, вы можете предложить набор услуг в рамках оглашенной суммы. Но часто в таком случае лучше вообще отказаться от проекта. Особенно если заказчик подозрительно себя ведет (больше о странных клиентам читайте в этом материале).
Ошибаться — это нормально. Но не забывайте из каждой ошибки извлекать возможности для улучшения своих навыков.

Читайте другие статьи

Вспомните, как вы проводите свой обеденный перерыв? Советы из этой статьи помогут использовать время обеда с максимальной пользой всем, кто работает в офисе или удаленно.
Фриланс
4057
29 марта 2022

Что побуждает людей переплачивать сотни тысяч за продукты с определенным логотипом и как это объясняет психология?
Фриланс
49590
25 июня 2021

Правки — это боль каждого фрилансера. Но их количество можно ограничить и уменьшить, не потеряв хороших заказчиков. Давайте разберемся как.
Фриланс
6249
30 апр. 2020
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!