
Как фрилансеру составить удобный бриф для заказчиков
Узнайте, почему брифование — ключевой этап работы фрилансера, и каковы его преимущества для заказчика и исполнителя. Разбираемся как составить понятный и подробный бриф, начиная работать с любым проектом на фрилансе.
Фриланс
3505
12 сент. 2023
Вы нашли интересный заказ на фрилансе, обсудили проект, выполнили работу, но клиент остался недоволен, потому что «имел в виду совсем другое»? Не попасть в такую досадную ситуацию поможет грамотно составленный и заполненный бриф.
Бриф представляет собой список вопросов для клиента, на которые надо ответить до начала работы. Как правило, он содержит вопросы о сути будущего продукта и его целевой аудитории, проблемах, которые нужно решить, основных конкурентах, бюджете и пожеланиях заказчика. Такая информация помогает фрилансеру лучше понять потребности заказчика, суть его бизнеса, цели и задачи проекта и выдать необходимый результат.
Плюсы брифа для фрилансера очевидны, он позволяет:

Заказчику бриф помогает:
Во многом это зависит от вашей специализации. Если веб-разработчику нужно знать, на каком языке программирования и в каком фреймворке писать программу, то UX/UI-дизайнера больше интересует стилистика будущего IT-решения, его целевая аудитория, референсы, фирменный стиль компании-заказчика.
Если вы уже выполнили хотя бы несколько проектов на фрилансе, то примерно понимаете, какая информация нужна для работы в первую очередь. Обязательно уточните в брифе:

А теперь давайте обсудим возможные форматы брифа и способы его заполнения.
Формат брифа выбирайте на свое усмотрение, но лучше, если он будет доступен онлайн, чтобы вы и клиент могли обращаться к нему в любое время. Это может быть файл в Google-документах либо опросник в Google-формах.
Составить бриф — это только половина дела. Сложнее добиться, чтобы клиент качественно его заполнил. Большинство фрилансеров просто отправляет ссылку на бриф клиентам и ждут ответа. Это не лучшая стратегия.
Рекомендуем договориться о созвоне, обсудить с клиентом детали проекта и вместе заполнить бриф. Вы задаете вопросы, фиксируете ответы и ведете запись встречи (обязательно с согласия собеседника), чтобы при необходимости переслушать отдельные моменты. И обязательно покажите готовый бриф заказчику, чтобы он прочитал и подтвердил, что все указано верно.

Не бойтесь показаться назойливыми, задавая много вопросов в ходе брифования. Наоборот, это демонстрирует клиентам вашу заинтересованность и профессионализм, помогает справиться с задачей наилучшим образом и создать продукт, максимально эффективный с точки зрения бизнес-целей заказчика.
В чем польза брифа для фрилансеров и заказчиков?
Бриф представляет собой список вопросов для клиента, на которые надо ответить до начала работы. Как правило, он содержит вопросы о сути будущего продукта и его целевой аудитории, проблемах, которые нужно решить, основных конкурентах, бюджете и пожеланиях заказчика. Такая информация помогает фрилансеру лучше понять потребности заказчика, суть его бизнеса, цели и задачи проекта и выдать необходимый результат.
Плюсы брифа для фрилансера очевидны, он позволяет:
- Лучше познакомиться с заказчиком, показать свою экспертность и закрыть частые возражения до начала сотрудничества
- Точно понять потребности заказчика и выполнить работу максимально качественно
- Сэкономить время на поиск и уточнение информации
- Защитить себя от конфликтных ситуаций

Заказчику бриф помогает:
- Сэкономить время и силы. Достаточно один раз заполнить бриф и больше не отвлекаться на уточнение деталей
- Взглянуть на проект по-новому и найти свежие идеи, обдумывая ответы на вопросы брифа
- Получить максимально качественный результат от сотрудничества с фрилансером
- Сэкономить деньги и ускорить запуск проекта в работу
Какие вопросы включать в бриф?
Во многом это зависит от вашей специализации. Если веб-разработчику нужно знать, на каком языке программирования и в каком фреймворке писать программу, то UX/UI-дизайнера больше интересует стилистика будущего IT-решения, его целевая аудитория, референсы, фирменный стиль компании-заказчика.
Если вы уже выполнили хотя бы несколько проектов на фрилансе, то примерно понимаете, какая информация нужна для работы в первую очередь. Обязательно уточните в брифе:

- Что в итоге получит клиент: мобильное приложение, лендинг, собранный на конструкторе, дизайн-макет сайта в Figma, видеоролик, загруженный на YouTube-канал или что-то еще
- Параметры готового продукта: функционал приложения, язык программирования, фреймворк; продающий текст из 12 блоков для лендинга для компании по продаже комнатных растений, дизайн 30 страниц интернет-магазина в формате Figma, включая главную страницу, каталог, товарные карточки, личный кабинет, корзину, страницу оплаты и другие важные элементы
- Какую бизнес-задачу решает проект: увеличить поток посетителей или средний чек интернет магазина, повысить узнаваемость бренда или запустить стартап. Это разные цели, которые достигаются разными средствами
- Позиционирование компании: какими преимуществами должен обладать готовый продукт, на какой сегмент пользователей он рассчитан
- Основные конкуренты: с какими существующими продуктами конкурирует заказчик, с кем борется за внимание аудитории
- Референсы: примеры сайтов, приложений, видеороликов, статей, которые нравятся заказчику. Причем запрашивайте не просто ссылки на понравившиеся ресурсы, а сразу просите объяснить, что конкретно «зацепило» клиента (цветовое решение, структура страницы, стиль текста)
- Сроки сдачи работы и запуска проекта, рекламы, выхода ролика или публикации
- Материалы для начала работы: логотип, исходники графики, данные аналитики, статистика продаж, референсы и любые другие данные, нужные для начала работы
- Специфические нюансы: спросите, что еще обязательно должно быть в итоговом проекте, а что недопустимо (определенные цвета, слова и так далее)
А теперь давайте обсудим возможные форматы брифа и способы его заполнения.
Как получить подробно заполненный бриф?
Формат брифа выбирайте на свое усмотрение, но лучше, если он будет доступен онлайн, чтобы вы и клиент могли обращаться к нему в любое время. Это может быть файл в Google-документах либо опросник в Google-формах.
Составить бриф — это только половина дела. Сложнее добиться, чтобы клиент качественно его заполнил. Большинство фрилансеров просто отправляет ссылку на бриф клиентам и ждут ответа. Это не лучшая стратегия.
Рекомендуем договориться о созвоне, обсудить с клиентом детали проекта и вместе заполнить бриф. Вы задаете вопросы, фиксируете ответы и ведете запись встречи (обязательно с согласия собеседника), чтобы при необходимости переслушать отдельные моменты. И обязательно покажите готовый бриф заказчику, чтобы он прочитал и подтвердил, что все указано верно.

Заключение
Не бойтесь показаться назойливыми, задавая много вопросов в ходе брифования. Наоборот, это демонстрирует клиентам вашу заинтересованность и профессионализм, помогает справиться с задачей наилучшим образом и создать продукт, максимально эффективный с точки зрения бизнес-целей заказчика.

Читайте другие статьи

Узнайте, как начать весну активно и бодро. Бережно помогаем организму выйти из «зимней спячки» и зарядиться энергией после длительных холодов проверенными и действенными способами.
Фриланс
2668
5 марта 2024

Четкое понимание целевой аудитории вашего проекта поможет создать лучший продукт, который будет приносить любому бизнесу только пользу. В этой статье поговорим о том, как определить целевую аудиторию.
Фриланс
4791
9 марта 2021

В этой статье мы расскажем, как фрилансеру, выполнив заказ, не остаться без оплаты, как договариваться с клиентами о деньгах и о том, какие существуют способы для их получения и вывода.
Фриланс
4973
10 апр. 2020
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!