
Как фрилансеру составить удобный бриф для заказчиков
Узнайте, почему брифование — ключевой этап работы фрилансера, и каковы его преимущества для заказчика и исполнителя. Разбираемся как составить понятный и подробный бриф, начиная работать с любым проектом на фрилансе.
Фриланс
3692
12 сент. 2023
Вы нашли интересный заказ на фрилансе, обсудили проект, выполнили работу, но клиент остался недоволен, потому что «имел в виду совсем другое»? Не попасть в такую досадную ситуацию поможет грамотно составленный и заполненный бриф.
Бриф представляет собой список вопросов для клиента, на которые надо ответить до начала работы. Как правило, он содержит вопросы о сути будущего продукта и его целевой аудитории, проблемах, которые нужно решить, основных конкурентах, бюджете и пожеланиях заказчика. Такая информация помогает фрилансеру лучше понять потребности заказчика, суть его бизнеса, цели и задачи проекта и выдать необходимый результат.
Плюсы брифа для фрилансера очевидны, он позволяет:

Заказчику бриф помогает:
Во многом это зависит от вашей специализации. Если веб-разработчику нужно знать, на каком языке программирования и в каком фреймворке писать программу, то UX/UI-дизайнера больше интересует стилистика будущего IT-решения, его целевая аудитория, референсы, фирменный стиль компании-заказчика.
Если вы уже выполнили хотя бы несколько проектов на фрилансе, то примерно понимаете, какая информация нужна для работы в первую очередь. Обязательно уточните в брифе:

А теперь давайте обсудим возможные форматы брифа и способы его заполнения.
Формат брифа выбирайте на свое усмотрение, но лучше, если он будет доступен онлайн, чтобы вы и клиент могли обращаться к нему в любое время. Это может быть файл в Google-документах либо опросник в Google-формах.
Составить бриф — это только половина дела. Сложнее добиться, чтобы клиент качественно его заполнил. Большинство фрилансеров просто отправляет ссылку на бриф клиентам и ждут ответа. Это не лучшая стратегия.
Рекомендуем договориться о созвоне, обсудить с клиентом детали проекта и вместе заполнить бриф. Вы задаете вопросы, фиксируете ответы и ведете запись встречи (обязательно с согласия собеседника), чтобы при необходимости переслушать отдельные моменты. И обязательно покажите готовый бриф заказчику, чтобы он прочитал и подтвердил, что все указано верно.

Не бойтесь показаться назойливыми, задавая много вопросов в ходе брифования. Наоборот, это демонстрирует клиентам вашу заинтересованность и профессионализм, помогает справиться с задачей наилучшим образом и создать продукт, максимально эффективный с точки зрения бизнес-целей заказчика.
В чем польза брифа для фрилансеров и заказчиков?
Бриф представляет собой список вопросов для клиента, на которые надо ответить до начала работы. Как правило, он содержит вопросы о сути будущего продукта и его целевой аудитории, проблемах, которые нужно решить, основных конкурентах, бюджете и пожеланиях заказчика. Такая информация помогает фрилансеру лучше понять потребности заказчика, суть его бизнеса, цели и задачи проекта и выдать необходимый результат.
Плюсы брифа для фрилансера очевидны, он позволяет:
- Лучше познакомиться с заказчиком, показать свою экспертность и закрыть частые возражения до начала сотрудничества
- Точно понять потребности заказчика и выполнить работу максимально качественно
- Сэкономить время на поиск и уточнение информации
- Защитить себя от конфликтных ситуаций

Заказчику бриф помогает:
- Сэкономить время и силы. Достаточно один раз заполнить бриф и больше не отвлекаться на уточнение деталей
- Взглянуть на проект по-новому и найти свежие идеи, обдумывая ответы на вопросы брифа
- Получить максимально качественный результат от сотрудничества с фрилансером
- Сэкономить деньги и ускорить запуск проекта в работу
Какие вопросы включать в бриф?
Во многом это зависит от вашей специализации. Если веб-разработчику нужно знать, на каком языке программирования и в каком фреймворке писать программу, то UX/UI-дизайнера больше интересует стилистика будущего IT-решения, его целевая аудитория, референсы, фирменный стиль компании-заказчика.
Если вы уже выполнили хотя бы несколько проектов на фрилансе, то примерно понимаете, какая информация нужна для работы в первую очередь. Обязательно уточните в брифе:

- Что в итоге получит клиент: мобильное приложение, лендинг, собранный на конструкторе, дизайн-макет сайта в Figma, видеоролик, загруженный на YouTube-канал или что-то еще
- Параметры готового продукта: функционал приложения, язык программирования, фреймворк; продающий текст из 12 блоков для лендинга для компании по продаже комнатных растений, дизайн 30 страниц интернет-магазина в формате Figma, включая главную страницу, каталог, товарные карточки, личный кабинет, корзину, страницу оплаты и другие важные элементы
- Какую бизнес-задачу решает проект: увеличить поток посетителей или средний чек интернет магазина, повысить узнаваемость бренда или запустить стартап. Это разные цели, которые достигаются разными средствами
- Позиционирование компании: какими преимуществами должен обладать готовый продукт, на какой сегмент пользователей он рассчитан
- Основные конкуренты: с какими существующими продуктами конкурирует заказчик, с кем борется за внимание аудитории
- Референсы: примеры сайтов, приложений, видеороликов, статей, которые нравятся заказчику. Причем запрашивайте не просто ссылки на понравившиеся ресурсы, а сразу просите объяснить, что конкретно «зацепило» клиента (цветовое решение, структура страницы, стиль текста)
- Сроки сдачи работы и запуска проекта, рекламы, выхода ролика или публикации
- Материалы для начала работы: логотип, исходники графики, данные аналитики, статистика продаж, референсы и любые другие данные, нужные для начала работы
- Специфические нюансы: спросите, что еще обязательно должно быть в итоговом проекте, а что недопустимо (определенные цвета, слова и так далее)
А теперь давайте обсудим возможные форматы брифа и способы его заполнения.
Как получить подробно заполненный бриф?
Формат брифа выбирайте на свое усмотрение, но лучше, если он будет доступен онлайн, чтобы вы и клиент могли обращаться к нему в любое время. Это может быть файл в Google-документах либо опросник в Google-формах.
Составить бриф — это только половина дела. Сложнее добиться, чтобы клиент качественно его заполнил. Большинство фрилансеров просто отправляет ссылку на бриф клиентам и ждут ответа. Это не лучшая стратегия.
Рекомендуем договориться о созвоне, обсудить с клиентом детали проекта и вместе заполнить бриф. Вы задаете вопросы, фиксируете ответы и ведете запись встречи (обязательно с согласия собеседника), чтобы при необходимости переслушать отдельные моменты. И обязательно покажите готовый бриф заказчику, чтобы он прочитал и подтвердил, что все указано верно.

Заключение
Не бойтесь показаться назойливыми, задавая много вопросов в ходе брифования. Наоборот, это демонстрирует клиентам вашу заинтересованность и профессионализм, помогает справиться с задачей наилучшим образом и создать продукт, максимально эффективный с точки зрения бизнес-целей заказчика.

Читайте другие статьи

Значительную часть нашей жизни занимает работа, но когда человек забывает о других гранях своей личности, кроме профессии, это уже симптом профдеформации. Разбираемся, как выявить проблему и не стать ее жертвой.
Фриланс
3261
6 июня 2023

Сложно переоценить важность «мягких» навыков или soft skills для успеха в карьере, бизнесе и личной жизни. Мы составили список хобби, которые помогут не только отвлечься и отдохнуть, но и прокачать ключевые гибкие скилы.
Фриланс
3879
12 июля 2022

Если вы относитесь к типу людей, работающих не покладая рук без выходных и сна – вам пора остановиться, ведь без качественного отдыха вы, скорее всего, потеряете больше, чем сможете заработать.
Фриланс
8353
24 июля 2020
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!