ypx
INTENSIVE
Попробуй себя в UX/UI-дизайне UX/UI-дизайн бесплатно
7 дней
5 проектов в портфолио
проверка дз
banner-circle
INTENSIVE
Попробуй себя во Frontend разработке Frontend бесплатно
7 дней
1 полноценный проект
проверка дз
banner-circle
Как фрилансеру минимизировать количество правок?
Правки — это боль каждого фрилансера. Но их количество можно ограничить и уменьшить, не потеряв хороших заказчиков. Давайте разберемся как.
Фриланс
4294

Правки — боль, страх и ужас многих фрилансеров. Одни из-за них даже уходят из фриланса. На самом деле, в доработках нет ничего плохого, если знать, как ими управлять. Да-да, работу над правками тоже можно превратить в полноценную систему, которую реально контролировать и менеджерить. Как? Читайте дальше.


Работать по договору


Этот вариант подойдет, если вы работаете как ИП. Тогда в договоре подряда или возмездного оказания услуг обязательно нужно прописать:

  • какое количество правок вы соглашаетесь выполнить бесплатно;
  • что подразумевается под правками (чтобы понимать объем 1 правки);
  • какое количество платных правок вы можете сделать;
  • сколько стоит 1 правка (если вы как-то разделяете доработки по группам, то составьте прайс и пропишите стоимость каждой).

В каком разделе это прописать, как грамотно составить текст — подскажет юрист.


Составлять четкое ТЗ на основе брифа


Этот вариант подойдет, если вы не ИП.

В таком случае бриф можно воспринимать как своеобразный фильтр заказчиков на адекватность и серьезность намерений. Если клиент готов потратить время, чтобы четко прописать, что он хочет, в чем суть его бизнес-проекта и может даже найти референсы, то шансы услышать «поиграйте с цветами» небольшие.

Подробнее о структуре брифа можно почитать в этой статье, а если говорить о правках, то учтите такие рекомендации:

  1. В ТЗ, которое будете утверждать с клиентом, обязательно пропишите, какое количество правок вы делаете бесплатно, а какое платно и за какую стоимость. Например, 5 правок вы вносите без оплаты, а остальные — за счет клиента.
  2. В ТЗ укажите, что именно имеется в виду под правками. Если разделяете их на какие-то группы (например, в зависимости от уровня сложности), пропишите подробную характеристику и стоимость каждой, укажите примеры возможных доработок. Клиенту так будет проще ориентироваться.
  3. Укажите, есть ли ограничения по количеству платных правок. Например, вы платно вносите только 10 доработок по стоимости Х рублей за каждую. После этого в любом случае закрываете проект.


Держать клиента в курсе работы над проектом


Есть такой тип клиентов, которым важно видеть работу на разных этапах. Они считают, что так можно будет проще выявить проблему и быстрее ее решить.

Такой формат работы не плохой. Для некоторых фрилансеров он удобный и нормальный.

Работает это так (на примере веб-дизайнера):


  1. Продумали структуру сайта — пришлите на утверждение.
  2. Составили прототип сайта — скиньте клиенту.
  3. Сделали первый экран лендинга — пришлите на утверждение.
  4. Сделали все страницы сайта — оформите готовую работу и пришлите на утверждение.

Также это может быть что-то вроде ежедневных стендапов — когда вы утром присылаете план работы на день, а вечером — то, что сделали. Но так общаться не советуем, так как на коммуникацию будет уходить много времени.

А вообще такой формат работы хорош тем, что на вас вряд ли в один момент свалиться множество правок. Они, скорее всего, будут мелкими и простыми в исправлении. С другой стороны, здесь важно контролировать их количество, чтобы потом не дорабатывать что-то бесплатно и сверхурочно (особенно, когда параллельно ведете несколько проектов).


Уметь отстаивать свою экспертность


Клиент не всегда дает корректные правки, так как не является экспертом в вашей сфере. У него есть свое мнение на любительском уровне и он считает его правильным. Ваша задача — показать с первого же контакта, что вы — специалист в своем деле, понимаете, что делаете и вам можно доверять. Если установить такой контакт сразу не удалось, попробуйте это сделать хотя бы после сдачи работы, уже когда получите правки.

Вот что нужно сделать обязательно:


  1. Внимательно просмотрите правки от клиента. Можно разделить их на 3 категории — «Те, что надо исправить», «Спорные», «Исправлять не надо».
  2. Созвонитесь с клиентом, чтобы обсудить правки из категорий 2 и 3. Объясните, почему некоторые правки не нужны и почему ваше решение лучше предложенного заказчиком.
  3. Поставьте и утвердите дедлайны. Это касается правок, которые надо исправить. На момент созвона вы уже будете понимать, сколько времени надо на доработку. Предложите дедлайн с запасом в 1-2 дня или тот, что указан в брифе или договоре.



Сдавать хорошо оформленную работу


Способ, который точно пригодится дизайнерам. Работает не всегда, но попробовать стоит, плюс это повысить вашу экспертность в глазах заказчика. Суть в том, чтобы оформить работу в презентацию (даже простенькую) или кейс. Только обязательно пропишите, что, для чего и почему вы сделали. Это предотвратит лишние вопросы. А еще за такую сдачу финальной работы могут не только не прислать правки, но и немного увеличить гонорар (кроме оговоренной оплаты заплатить еще какую-то премию).

Но, конечно, если работа сделана плохо, с большим количеством реальных ошибок, то никакая презентация ее не спасет.


И еще несколько важных советов:


  1. Правки — не всегда плохо. Это то, что помогает расти как специалисту, повышать экспертность. Бывает, заказчики показывают важные факапы и то, над чем нужно поработать. Да и любая конструктивная, подробная обратная связь здорово помогает вырасти. Поверьте, таким заказчиками вы потом даже будете благодарны!
  2. Наличие правок не всегда означает, что вы плохой специалист. Ведь проблема может быть не в hard skills, а soft skills. Часто фрилансеры не могут выстроить грамотную коммуникацию с клиентом, теряются и бояться лишний раз вступать в конфликт, чтобы доказать свою правоту. Это тоже может быть точкой роста.
  3. Всегда будьте на связи. На фрилансе коммуникация очень важна. Если вы договорились с клиентом проводить ежедневные стендапы — не забывайте о них и проводите. Если заказчик пишет с вопросами — не игнорируйте его и отвечайте. Он также переживает за проект, как и вы, и это нормально.
Понравилась статья? Сохраните её в своих соц. сетях!
обучайся с нами профессии
Frontend-разработчик
Подробнее о курсе
Читайте другие статьи
Чем заняться в январе, чтобы год прошел успешно
В январе мы постепенно возвращаемся к привычному распорядку после ярких и шумных новогодних праздников. Рассказываем, какие дела стоит запланировать на первый месяц года, чтобы он оказался максимально плодотворным и позитивным.
Фриланс
813
Почему онлайн-обучение легко начать, но сложно закончить
Купить курс, который поможет научиться чему-то за пару месяцев, да еще и учиться когда и где угодно? Звучит заманчиво! Однако лишь единицы проходят чуть дальше первых двух уроков. Пробуем разобраться, почему так происходит и как доводить начатое до конца.
Фриланс
3136
Как новичку-фрилансеру найти первого клиента?
Поиск клиентов — первая трудность, с которой сталкиваются начинающие фрилансеры любых профессий. В этой статье вы узнаете, где лучше и быстрее всего искать клиентов?
Фриланс
32051
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Введите корректный e-mail
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!