ypx fbpx
К списку статей
Фриланс
Сила брифа: что это, зачем нужно и как составить?
Если вы хоть раз слышали фразу «сделайте креативно/красиво/ярко/продающе», а после получали десятки правок, то эта статья для вас!

«Ой, а я думал, вы сделаете синий сайт, и логотип разместите справа, и шрифт мне этот что-то не нравится…» Наверное, подобных фраз боится каждый начинающий фрилансер и даже тот, у кого уже есть опыт сотрудничества с заказчиками. В ней нет ничего плохого, если это не систематическое явление, от которого в любом случае есть оберег — бриф. Давайте разберемся что это, зачем нужно, как составить.



Что такое «бриф» и зачем он нужен?


Бриф
— это анкета-документ, в которой описывают все основные задачи по проекту, требования и вводные данные. Он важен обеим сторонам уговора: исполнителю — чтобы понять, над чем ему предлагают работать, сможет ли он взяться за такой проект, чего ожидает клиент, заказчику — чтобы объяснить, что он хочет, какие результаты нужны и зачем ему вообще заказывать эту услугу. Бриф позволяет и фрилансеру, и клиенту оценить степень адекватности и ответственности друг друга и понять, подходит ему партнер или от такого сотрудничества лучше отказаться. Еще этот документ не требует подписей, печатей, так как считается неофициальным.

Есть у брифа и другие преимущества:
  • экономит время (да, на заполнение документа заказчику придется потратить 30-60 минут, но позже это окупится минимальными правками и в принципе отсутствием активного общения, так как в этом не будет потребности);
  • быстро вводит в курс дел (и помогает клиенту собрать информацию о своей компании в одном месте, если он не делал этого раньше);
  • отсекает неадекватных заказчиков и мошенников (если человек отказывается заполнять бриф даже после нескольких просьб, то, стоит ли дальше тратить на него время?);
  • помогает понять объем работы, что позволит адекватно оценить сроки, стоимость, определить этапы и всё грамотно спланировать.
Важно донести до заказчика, что бриф заполнять нужно и без этого вы не будете работать. Только объясняйте не через свои выгоды, а через его. Расскажите, что это сокращает количество правок, ускоряет процесс выполнения проекта, сохраняет его бюджет и уберегает от «кота в мешке» в итоге. Если человеку важен результат, он заполнит анкету. Да, возможно с вашей помощью (такое бывает очень часто), но заполнит.



Какие есть составляющие брифа?


Типичный бриф состоит из таких элементов:
  • информация о компании клиента (ее специализация, особенности, конкурентные преимущества)
  • концепция, идея проекта, над которым придется работать (в чем его суть и какое УТП);
  • целевая аудитория (для кого разрабатывает продукт, какие боли должен закрывать, какие выгоды дает клиенту);
  • технические характеристики (зависит от конкретной услуги, например, у дизайнеров это могут быть вопросы по фирменному стилю, логотипу и другое);
  • дедлайны (когда должен быть завершен весь проект или его отдельные этапы);
  • ожидаемые результаты (что конкретно хочет получить заказчик в итоге и по каким метрикам будет оценивать вашу работу);
  • контакты заказчика (лучше взять несколько — почту, аккаунт в мессенджерах, телефон);
  • дополнительная информация (нужно дать возможность клиенту добавить что-то важное, о чем не упоминалось в брифе).
Список может меняться в зависимости от проекта и предоставляемых услуг, но в любом случае 80% перечисленных составляющих в нем будет.

Важный нюанс — бриф — это не ТЗ. Да, оба документа похожи, но у них разные задачи. Бриф нужен, чтобы в целом понять, над чем предстоит работать — чем проект заказчика лучше конкурентов, для чего ему ваша услуга, каких целей он пытается достичь. А ТЗ — это конкретное задание с определенными техническими характеристиками. Если проект большой, их может быть несколько под отдельные услугу или продукт. Чаще всего бриф становится основой для ТЗ.



В каком формате делать?


Для начала можно разработать один бриф под одну услугу (если у вас их несколько), а после ознакомления править структуру (добавлять разделы, вопросы, что-то удалять) под конкретного клиента.

Есть 3 удобных (для обеих сторон) формата брифов:
  1. Google Документ. Его не нужно пересылать друг другу, легко редактировать и в целом, вся информация будет в онлайн режиме. Только сохраните себе отдельно шаблон брифа, а под каждого клиента создавайте новый файл.
  2. Google Форма. Что-то вроде обычной анкеты, где есть вопросы, а человек в специальном поле прописывает или выбирает ответы, которые сохраняются в той же форме и отображаются только владельцу файла (то есть, вам как исполнителю). Отдельные формы создавать не нужно, так как ответы собираются отдельно.
  3. Анкета на своем сайте. Создается в виде поп-апа или обычной формы для сбора заявок.
В процессе работы протестируйте все варианты и выберите тот, с которым работать проще всего.

Не рекомендуем предлагать заказчику оставлять ответы на вопросы в виде голосовых сообщений. Тогда его фразы могут быть нечеткими, размытыми. Когда человек письменно отвечает, он более ответственно к этому подходит и пытается максимально конкретно сформулировать мысли. А вот организовать созвон после заполнения брифа и ознакомления с ним с вашей стороны — отличная идея.


Если статья была для Вас полезной — можете отблагодарить нас своим лайком, это важно для нашей команды! Мы хотим понимать, что действительно интересно для Вас, и работать над контентом. Спасибо!
Подпишитесь на рассылку полезных материалов от Айтилогии
Разрешите нам делиться с вами полезными материалами, новыми вебинарами и скидками на курсы