Сила брифа: что это, зачем нужно и как составить?
Если вы хоть раз слышали фразу «сделайте креативно/красиво/ярко/продающе», а после получали десятки правок, то эта статья для вас!
Фриланс
7137
13 янв. 2020
«Ой, а я думал, вы сделаете синий сайт, и логотип разместите справа, и шрифт мне этот что-то не нравится…» Наверное, подобных фраз боится каждый начинающий фрилансер и даже тот, у кого уже есть опыт сотрудничества с заказчиками. В ней нет ничего плохого, если это не систематическое явление, от которого в любом случае есть оберег — бриф. Давайте разберемся что это, зачем нужно, как составить.
Бриф — это анкета-документ, в которой описывают все основные задачи по проекту, требования и вводные данные. Он важен обеим сторонам уговора: исполнителю — чтобы понять, над чем ему предлагают работать, сможет ли он взяться за такой проект, чего ожидает клиент, заказчику — чтобы объяснить, что он хочет, какие результаты нужны и зачем ему вообще заказывать эту услугу. Бриф позволяет и фрилансеру, и клиенту оценить степень адекватности и ответственности друг друга и понять, подходит ему партнер или от такого сотрудничества лучше отказаться. Еще этот документ не требует подписей, печатей, так как считается неофициальным.
Важно донести до заказчика, что бриф заполнять нужно и без этого вы не будете работать. Только объясняйте не через свои выгоды, а через его. Расскажите, что это сокращает количество правок, ускоряет процесс выполнения проекта, сохраняет его бюджет и уберегает от «кота в мешке» в итоге. Если человеку важен результат, он заполнит анкету. Да, возможно с вашей помощью (такое бывает очень часто), но заполнит.
Список может меняться в зависимости от проекта и предоставляемых услуг, но в любом случае 80% перечисленных составляющих в нем будет.
Важный нюанс — бриф — это не ТЗ. Да, оба документа похожи, но у них разные задачи. Бриф нужен, чтобы в целом понять, над чем предстоит работать — чем проект заказчика лучше конкурентов, для чего ему ваша услуга, каких целей он пытается достичь. А ТЗ — это конкретное задание с определенными техническими характеристиками. Если проект большой, их может быть несколько под отдельные услугу или продукт. Чаще всего бриф становится основой для ТЗ.
Для начала можно разработать один бриф под одну услугу (если у вас их несколько), а после ознакомления править структуру (добавлять разделы, вопросы, что-то удалять) под конкретного клиента.
В процессе работы протестируйте все варианты и выберите тот, с которым работать проще всего.
Не рекомендуем предлагать заказчику оставлять ответы на вопросы в виде голосовых сообщений. Тогда его фразы могут быть нечеткими, размытыми. Когда человек письменно отвечает, он более ответственно к этому подходит и пытается максимально конкретно сформулировать мысли. А вот организовать созвон после заполнения брифа и ознакомления с ним с вашей стороны — отличная идея.
Что такое «бриф» и зачем он нужен?
Бриф — это анкета-документ, в которой описывают все основные задачи по проекту, требования и вводные данные. Он важен обеим сторонам уговора: исполнителю — чтобы понять, над чем ему предлагают работать, сможет ли он взяться за такой проект, чего ожидает клиент, заказчику — чтобы объяснить, что он хочет, какие результаты нужны и зачем ему вообще заказывать эту услугу. Бриф позволяет и фрилансеру, и клиенту оценить степень адекватности и ответственности друг друга и понять, подходит ему партнер или от такого сотрудничества лучше отказаться. Еще этот документ не требует подписей, печатей, так как считается неофициальным.
Есть у брифа и другие преимущества:
- экономит время (да, на заполнение документа заказчику придется потратить 30-60 минут, но позже это окупится минимальными правками и в принципе отсутствием активного общения, так как в этом не будет потребности);
- быстро вводит в курс дел (и помогает клиенту собрать информацию о своей компании в одном месте, если он не делал этого раньше);
- отсекает неадекватных заказчиков и мошенников (если человек отказывается заполнять бриф даже после нескольких просьб, то, стоит ли дальше тратить на него время?);
- помогает понять объем работы, что позволит адекватно оценить сроки, стоимость, определить этапы и всё грамотно спланировать.
Важно донести до заказчика, что бриф заполнять нужно и без этого вы не будете работать. Только объясняйте не через свои выгоды, а через его. Расскажите, что это сокращает количество правок, ускоряет процесс выполнения проекта, сохраняет его бюджет и уберегает от «кота в мешке» в итоге. Если человеку важен результат, он заполнит анкету. Да, возможно с вашей помощью (такое бывает очень часто), но заполнит.
Какие есть составляющие брифа?
Типичный бриф состоит из таких элементов:
- информация о компании клиента (ее специализация, особенности, конкурентные преимущества)
- концепция, идея проекта, над которым придется работать (в чем его суть и какое УТП);
- целевая аудитория (для кого разрабатывает продукт, какие боли должен закрывать, какие выгоды дает клиенту);
- технические характеристики (зависит от конкретной услуги, например, у дизайнеров это могут быть вопросы по фирменному стилю, логотипу и другое);
- дедлайны (когда должен быть завершен весь проект или его отдельные этапы);
- ожидаемые результаты (что конкретно хочет получить заказчик в итоге и по каким метрикам будет оценивать вашу работу);
- контакты заказчика (лучше взять несколько — почту, аккаунт в мессенджерах, телефон);
- дополнительная информация (нужно дать возможность клиенту добавить что-то важное, о чем не упоминалось в брифе).
Список может меняться в зависимости от проекта и предоставляемых услуг, но в любом случае 80% перечисленных составляющих в нем будет.
Важный нюанс — бриф — это не ТЗ. Да, оба документа похожи, но у них разные задачи. Бриф нужен, чтобы в целом понять, над чем предстоит работать — чем проект заказчика лучше конкурентов, для чего ему ваша услуга, каких целей он пытается достичь. А ТЗ — это конкретное задание с определенными техническими характеристиками. Если проект большой, их может быть несколько под отдельные услугу или продукт. Чаще всего бриф становится основой для ТЗ.
В каком формате делать?
Для начала можно разработать один бриф под одну услугу (если у вас их несколько), а после ознакомления править структуру (добавлять разделы, вопросы, что-то удалять) под конкретного клиента.
Есть 3 удобных (для обеих сторон) формата брифов:
- Google Документ. Его не нужно пересылать друг другу, легко редактировать и в целом, вся информация будет в онлайн режиме. Только сохраните себе отдельно шаблон брифа, а под каждого клиента создавайте новый файл.
- Google Форма. Что-то вроде обычной анкеты, где есть вопросы, а человек в специальном поле прописывает или выбирает ответы, которые сохраняются в той же форме и отображаются только владельцу файла (то есть, вам как исполнителю). Отдельные формы создавать не нужно, так как ответы собираются отдельно.
- Анкета на своем сайте. Создается в виде поп-апа или обычной формы для сбора заявок.
В процессе работы протестируйте все варианты и выберите тот, с которым работать проще всего.
Не рекомендуем предлагать заказчику оставлять ответы на вопросы в виде голосовых сообщений. Тогда его фразы могут быть нечеткими, размытыми. Когда человек письменно отвечает, он более ответственно к этому подходит и пытается максимально конкретно сформулировать мысли. А вот организовать созвон после заполнения брифа и ознакомления с ним с вашей стороны — отличная идея.
Читайте другие статьи
Зачем вам Lifelong education, или для чего учиться всю жизнь
Навсегда забыть об учебе, получив диплом о высшем образовании или даже магистерскую степень, больше не получится. Рассказываем о Lifelong education и объясняем, почему для успеха надо учиться всю жизнь.
Фриланс
2435
18 февр. 2022
Как вернуться к учебе и работе после долгих праздников
Полезные советы для тех, кому трудно заново втянуться в учебу и работу после затянувшихся праздников. Возвращаемся к привычному ритму жизни легко!
Фриланс
2372
4 янв. 2022
Как проводить митинги с командой: лайфхаки и советы
Некоторые ИТ-специалисты не любят митинги разного формата, так как они часто занимают много времени и не дают нужного результата. Но мы знаем, что делать, чтобы встречи проходили эффективно и улучшали продуктивность команды.
Фриланс
28748
5 мая 2020
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!