Трудные клиенты на фрилансе: правила общения
Распознать «сложного клиента» до начала сотрудничества не всегда получается даже у опытных фрилансеров. Делимся полезными советами для фрилансеров по общению с проблемными заказчиками.
Фриланс
2299
27 авг. 2024
Лучший совет для фрилансеров по общению со сложными клиентами — стараться с ними не работать. Но загвоздка в том, что на этапе переговоров проблемный характер заказчика может не проявиться, а сложности начинаются, когда вы уже погружены в работу. Облегчить задачу и сдать проект трудному клиенту помогут советы из этой статьи.
Самая важная рекомендация — работайте по договору, в котором четко определены условия сотрудничества: какую работу надо выполнить, какую информацию и когда предоставляет заказчик, размер, сроки и способ оплаты, как проходит согласование и внесение правок. Помните, что договор — единственный реальный способ отстоять свои интересы, если возникнет серьезный конфликт. Все остальные советы — только дополнение к этой рекомендации.
Клиент не отвечает на сообщения
Если заказчик несколько дней не отвечает на сообщения и сам задерживает рабочий процесс, не сдавайтесь и будьте настойчивы. Прошли сутки, а ответа все нет? Напишите еще раз. Снова тишина? Отправьте 2-3 повторных сообщения в течение следующего дня.
В повторных сообщениях поинтересуйтесь, все ли в порядке, и вежливо напомните, что для продолжения работы и сдачи проекта в срок вам нужна определенная информация или ответ на заданный вопрос.
Если эти меры не дали результата, уведомите клиента, что приостанавливаете работу по проекту, и предоплата не возвращается.
С похожей ситуацией, когда клиент подолгу не предоставлял нужную для работы информацию, столкнулась выпускница нашего курса по веб-дизайну Ульяна Хомец. От том, что помогло девушке выйти из сложного положения, она рассказала в своем интервью.
Одно дело, если вы допустили ошибку, сорвали сроки или сделали совсем не то, что было описано в договоре и техническом задании. Здесь все ясно — извинитесь и исправьте все как можно скорее.
Но бывает, что вы выполнили работу в лучшем виде (по ТЗ, с учетом референсов), но заказчику она не нравится. В такой ситуации:
Иногда бывает так, что клиенту нужно детально разъяснять каждый этап работы, что тоже довольно утомительно для фрилансера. О своем опыте взаимодействия с таким заказчиком рассказал в своем интервью выпускник нашего курса по Frontend-разработке Александр Фомичев.
На первой встрече вы договорились, например, о верстке простого лендинга, а уже в процессе работы клиент просит добавить дополнительный функционал, сложную анимацию или вообще сделать многостраничный сайт, а оплата и сроки остаются прежними?
Корректно напомните о ваших договоренностях и обязанностях, прописанных в договоре, и обозначьте (заранее), какую работу вы готовы выполнить на прежних условиях, а что — за дополнительную плату. И укажите, как это повлияет на сроки сдачи проекта.
Когда клиент откровенно грубит и хамит, трудно сохранять хладнокровие и продолжать общаться вежливо. Но хамить и грубить в ответ — тоже не выход. Как же быть?
Такую ситуацию легче предотвратить, чем решать. Поэтому еще один важный совет фрилансерам — не только составляйте договор с клиентом, но и берите предоплату минимум 50%. Выполнили половину проекта и согласовали ее с клиентом? Продолжайте работу после получения второй половины суммы. Если клиент отказывается от официального сотрудничества и не готов работать по предоплате, это явный сигнал для, что могут быть проблемы со своевременным расчетом.
Вне зависимости от того, на каком этапе сотрудничества возникают сложности, общайтесь с клиентами вежливо и спокойно, держите эмоции при себе, говорите на языке фактов и цифр, старайтесь понять причину поведения клиента. Еще больше полезных советов по общению с заказчиками на фрилансе ждут вас в наших курсах «Frontend-разработчик» и «UX/UI-дизайнер». В каждом из них есть отдельный модуль с уроками по фрилансу и общению с заказчиками. Во много благодаря такой программе наши студенты начинают зарабатывать и нарабатывать опыт в реальных проектах уже во время обучения.
Самая важная рекомендация — работайте по договору, в котором четко определены условия сотрудничества: какую работу надо выполнить, какую информацию и когда предоставляет заказчик, размер, сроки и способ оплаты, как проходит согласование и внесение правок. Помните, что договор — единственный реальный способ отстоять свои интересы, если возникнет серьезный конфликт. Все остальные советы — только дополнение к этой рекомендации.
Клиент не отвечает на сообщения
Если заказчик несколько дней не отвечает на сообщения и сам задерживает рабочий процесс, не сдавайтесь и будьте настойчивы. Прошли сутки, а ответа все нет? Напишите еще раз. Снова тишина? Отправьте 2-3 повторных сообщения в течение следующего дня.
В повторных сообщениях поинтересуйтесь, все ли в порядке, и вежливо напомните, что для продолжения работы и сдачи проекта в срок вам нужна определенная информация или ответ на заданный вопрос.
Если эти меры не дали результата, уведомите клиента, что приостанавливаете работу по проекту, и предоплата не возвращается.
С похожей ситуацией, когда клиент подолгу не предоставлял нужную для работы информацию, столкнулась выпускница нашего курса по веб-дизайну Ульяна Хомец. От том, что помогло девушке выйти из сложного положения, она рассказала в своем интервью.
Клиент недоволен вашей работой
Одно дело, если вы допустили ошибку, сорвали сроки или сделали совсем не то, что было описано в договоре и техническом задании. Здесь все ясно — извинитесь и исправьте все как можно скорее.
Но бывает, что вы выполнили работу в лучшем виде (по ТЗ, с учетом референсов), но заказчику она не нравится. В такой ситуации:
- Спокойно выслушайте клиента.
- Задайте наводящие вопросы, чтобы понять суть проблемы. Не спрашивайте в лоб: «Что вам не нравится?» или «Что вы хотите вместо этого?» Лучше идти по порядку. Если вы работали над дизайном сайта, спросите что-то вроде: «Давайте начнем с цветовой схемы. Она кажется вам слишком яркой, блеклой, скучной?» И далее пройдитесь по всем элементам, чтобы собрать максимум информации.
- Соберите все воедино, сделайте выводы по проблеме и озвучьте их клиенту, чтобы убедиться, что верно все поняли.
- Даже если вашей вины в ситуации нет, извинитесь и предложите решение.
- Выполните обещанное в согласованные сроки.
Иногда бывает так, что клиенту нужно детально разъяснять каждый этап работы, что тоже довольно утомительно для фрилансера. О своем опыте взаимодействия с таким заказчиком рассказал в своем интервью выпускник нашего курса по Frontend-разработке Александр Фомичев.
Клиент меняет условия в процессе сотрудничества
На первой встрече вы договорились, например, о верстке простого лендинга, а уже в процессе работы клиент просит добавить дополнительный функционал, сложную анимацию или вообще сделать многостраничный сайт, а оплата и сроки остаются прежними?
Корректно напомните о ваших договоренностях и обязанностях, прописанных в договоре, и обозначьте (заранее), какую работу вы готовы выполнить на прежних условиях, а что — за дополнительную плату. И укажите, как это повлияет на сроки сдачи проекта.
Заказчик общается некорректно
Когда клиент откровенно грубит и хамит, трудно сохранять хладнокровие и продолжать общаться вежливо. Но хамить и грубить в ответ — тоже не выход. Как же быть?
- Не пытайтесь перевести разговор на другую тему, если чувствуете негативный настрой собеседника.
- Позвольте клиенту выговориться и не перебивайте, пока он не закончит.
- Отвечая, лучше говорить тихо, медленно и монотонно.
- Признайте эмоции клиента и согласитесь с ним, например: «Насколько я понимаю, вы не в восторге от этого решения» или «Понимаю, это действительно неприятно».
- Можно повторить слова заказчика и задать вопрос, который направит разговор на решение проблемы: «Вы ожидали совсем другого. Поясните, пожалуйста, чего именно?»
Клиент не платит вовремя
Такую ситуацию легче предотвратить, чем решать. Поэтому еще один важный совет фрилансерам — не только составляйте договор с клиентом, но и берите предоплату минимум 50%. Выполнили половину проекта и согласовали ее с клиентом? Продолжайте работу после получения второй половины суммы. Если клиент отказывается от официального сотрудничества и не готов работать по предоплате, это явный сигнал для, что могут быть проблемы со своевременным расчетом.
Заключение
Вне зависимости от того, на каком этапе сотрудничества возникают сложности, общайтесь с клиентами вежливо и спокойно, держите эмоции при себе, говорите на языке фактов и цифр, старайтесь понять причину поведения клиента. Еще больше полезных советов по общению с заказчиками на фрилансе ждут вас в наших курсах «Frontend-разработчик» и «UX/UI-дизайнер». В каждом из них есть отдельный модуль с уроками по фрилансу и общению с заказчиками. Во много благодаря такой программе наши студенты начинают зарабатывать и нарабатывать опыт в реальных проектах уже во время обучения.
Читайте другие статьи
Как фрилансеру составить удобный бриф для заказчиков
Узнайте, почему брифование — ключевой этап работы фрилансера, и каковы его преимущества для заказчика и исполнителя. Разбираемся как составить понятный и подробный бриф, начиная работать с любым проектом на фрилансе.
Фриланс
2810
12 сент. 2023
Проводим обеденный перерыв с пользой в офисе и дома
Вспомните, как вы проводите свой обеденный перерыв? Советы из этой статьи помогут использовать время обеда с максимальной пользой всем, кто работает в офисе или удаленно.
Фриланс
3264
29 марта 2022
Зачем вам Lifelong education, или для чего учиться всю жизнь
Навсегда забыть об учебе, получив диплом о высшем образовании или даже магистерскую степень, больше не получится. Рассказываем о Lifelong education и объясняем, почему для успеха надо учиться всю жизнь.
Фриланс
2508
18 февр. 2022
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!