ypx fbpx
К списку статей
IT-сфера
Soft skills: что это и зачем нужно айтишнику?
Сегодня недостаточно быть просто исполнителем, который качественно делает свою работу. Важно уметь работать в команде, находить подход к разным людям, правильно организовывать время и обладать другими soft skills.

Всем же знакома ситуация, когда один, менее опытный, коллега быстрее продвигается по карьерной лестнице, а другой, умеющий работать со сложными алгоритмами и быстро решать задачи, нет? Всё потому что у первого отлично развиты soft skills — гибкие навыки, в которые входят личностные качества и умение взаимодействовать с людьми, а у второго — только hard skills (профессиональные компетенции).


Давайте вместе разберемся, почему «выращивать» в себе soft skills важно, как это сделать и каким образом они влияют на профессиональное развитие.


Почему soft skills сегодня важнее, чем hard skills и как это влияет на выбор исполнителя-фрилансера?


Давайте рассмотрим на примере фриланса. Представьте, что вы — заказчик и активно ищите исполнителя для какого-то проекта. Оставляете заявку на бирже, получаете десятки предложений, и все фрилансеры с опытом. Как будете выбирать?

Скорее всего посмотрите на то, как описано предложение о сотрудничестве. В ходе общения посмотрите, насколько совпадает понимание задач и ценностей, ответственный человек или нет, адекватно ли он оценивает сроки выполнения проекта. Конечно, вы обратите внимание на его компетенцию, но выбор также будет зависеть от результатов общения. Потому что помимо того, что хочется получить качественно выполненную задачу, важно, чтобы это было, как минимум, вовремя. И если всё будет отлично, вы, скорее всего, не будете искать другого фрилансера на следующие проекты, а предложите работу этому. То есть, от soft skills зависит, выберут ли вас как исполнителя, захотят ли сотрудничать дальше и повышать оплату.

Та же ситуация и с офисными работниками. Допустим, у вас опыт работы на одной должности 4 года и вы специалист мечты для многих работодателей, но из своей компании вы уже выросли и хочется чего-то покруче, помасштабнее. И вот вас, и еще нескольких конкурентов, уже пригласили на собеседование в предприятие мечты. Знаете кого реально выберут? Правильно — того, кто хорошо одет, имеет харизму и обаяние, уверен в себе, отвечает четко и внятно, не стесняется говорить о заслугах, а еще подготовил презентацию с кейсами и вообще «продал» себя на 15% дороже. И неважно, что он технический специалист и общение — это, по сути, не его рабочий инструмент. Но именно он помог получить работу мечты и выделиться на фоне других. Вы можете стать таким же счастливчиком.


Какие существуют soft skills и как их прокачать?


Выделяют 6 групп гибких навыков.

Умение быть гибким

Важно иметь критическое мышление, чтобы оценивать задачи с разных сторон и корректировать работу, исходя из каких-то изменений. А еще уметь оперативно вносить правки или отвечать клиенту, работать без потери качества даже в непривычных условиях (например, в шуме).

Как развить?

  • пробуйте экстремальные виды спорта, чтобы быть готовым к неожиданностям;
  • соглашайтесь на разные проекты, чтобы в процессе научиться делать новые виды работ.


Коммуникативные навыки

Часто с клиентами приходится общаться не только в мессенджерах, но и по телефону, на личных встречах. Важно знать правила деловой переписки, не грубить, отвечать лаконично и по делу, не бояться отстаивать свою позицию. А если чувствуете, что не сработаетесь и вам уже на этапе общения тяжело с заказчиком, необходимо найти в себе силы отказаться от сотрудничества.

Как развить?

  • больше общайтесь с людьми вживую;
  • принимайте участие в дискуссиях (для этого есть специальные практические ивенты);
  • участвуйте в питч-сессиях;
  • установите себе правило «познакомиться или встретиться с 5-10-n людьми на этой неделе».


Навыки презентации

Каждый айтишник — это, в какой-то степени, и продажник. От умения презентовать себя, свои навыки, зависит — выберут вас для сотрудничества или нет.

Также в эту категорию soft skills входит навык публичных выступлений, что позволит вам, при наличии большого опыта, делиться им на профессиональных ивентах. А это путь к проведению консультаций коллегам-новичкам, организации обучающих программ.

Как развить?

  • изучите основы маркетинга и продаж;
  • принимайте участие в конференциях, ивентах в качестве спикера;
  • пробуйте рекламировать свои услуги в разных форматах;
  • посещайте тематические мероприятия и задействуйте нетворкинг;
  • рассказывайте о том, что знаете и умеете на камеру, для себя.


Умение работать в команде

Это значит, что человек умеет решать конфликтные ситуации, понимает и принимает свою зону ответственности, знает, как делегировать задачи между всеми участниками так, чтобы достичь определенной цели. Тот, у кого получается налаживать процессы в команде, может стать отличным проектным менеджером, руководителем и в будущем заниматься только организационными вопросами.

Как развить?

  • берите проекты, где нужно работать в команде;
  • пробуйте разные командные роли — управляющего, исполнителя;
  • пройдите обучение, где нужно работать в парах, командах;
  • объединитесь с новичком и делегируйте ему часть своих задач.


Навыки тайм-менеджмента

Если честно, то это боль и недостаток большинства айтишников. Навык тайм-менеджмента зависит не только от того, умеете ли вы записывать все дела в блокнот или задачник, но и от умения адекватно оценивать силы, распределять ресурсы, не испытывая дискомфорта. Тех, у кого все отлично с дедлайнами, очень ценят.

Как развить?

  • пробуйте разные системы постановки задач (на день, неделю, месяц) и целей;
  • учитесь разбивать большие задания на мелкие процессы, ставить по каждому сроки;
  • проанализируйте, в какое время более продуктивны и попробовать работать в эти промежутки;
  • учитесь расставлять приоритеты;
  • придумайте себе систему наград, если все задачи будут сделаны вовремя.


Лидерские качества

Лидер — тот, кто не боится принимать решения и нести за них ответственность, умеет ставить цели, планировать деятельность, расставлять приоритеты. Еще ему нравится помогать другим и быть наставником, хочется стать №1 в своей нише. Такие айтишники часто становятся отличными предпринимателями.

Как развить?

  • изучите деятельность лидеров и пробуйте копировать их действия, чтобы найти те, которые подходят вам лучше всего;
  • беритесь за большие проекты;
  • устройте себе челлендж «21 день без нареканий», чтобы перестать жаловаться на всё подряд.


Личностные качества

Это больше об управлении собой — своими эмоциями, энергией, развитием. Также личностные качества касаются креативного мышления, умения соблюдать профессиональные границы, справляться со стрессом, быть усидчивым, упорным, четко понимать, какие у вас цели и как к ним прийти. В совокупности с другими soft skills это влияет на то, насколько быстро вы вырастите с новичка до руководителя целой команды или даже предпринимателя, какая у вас будет репутация в профессиональных кругах.


Уделяйте время развитию не только hard skills, но и soft skills, и вы станете незаменимым айтишником, который всегда будет загружен крутыми заказами!


Если статья была для Вас полезной — можете отблагодарить нас своим лайком, это важно для нашей команды! Мы хотим понимать, что действительно интересно для Вас, и работать над контентом. Спасибо!
Подпишитесь на рассылку полезных материалов от Айтилогии
Разрешите нам делиться с вами полезными материалами, новыми вебинарами и скидками на курсы