Многозадачность: друг или враг IT-специалиста?
Объясняем, что такое многозадачность и как она влияет на умственные способности и продуктивность IT-специалистов. Правда ли мультитаскинг необходим для успеха в IT, и можно ли работать эффективно без этого скилла.
Фриланс
1300
18 июня 2024
Часто в вакансиях для IT-специалистов в списке требований к кандидатам есть пункт «многозадачность» или «мультитаскинг» — умение выполнять несколько дел параллельно. Но действительно ли это тот навык, который стоит в себе развивать, чтобы построить успешную IT-карьеру?
Почти все мы часто выполняем несколько дел одновременно. Не верите? Вот несколько примеров многозадачности из повседневной жизни:
Но что на самом деле происходит, когда мы пытаемся направить свое внимание сразу на несколько задач? Загвоздка в том, что наш мозг не может концентрироваться на нескольких действиях одновременно, поэтому многозадачность — это постоянное переключение внимания и ресурсов мозга с одной задачи на другую.
Сегодня многие работодатели, в том числе в IT, считают мультитаскинг обязательным скиллом для своих сотрудников. Но исследования последних лет показывают, что постоянная работа в режиме многозадачности приносит и работникам, и самим компаниям больше вреда, чем пользы.
В чем проблема многозадачности?
Как мы уже сказали, мозг человека не может полноценно фокусироваться на двух и более задачах за раз. Пытаясь идти наперекор природе и делать несколько важных дел сразу, мы провоцируем ряд проблем. Не все они проявляются сразу, но в долгосрочной перспективе вы и ваш работодатель однозначно заметят негативные тенденции, включая:
Значит ли это, что для пользы дела и личного благополучия лучше вообще отказаться от идеи совмещать несколько дел? В большинстве случаев это действительно так. Единственное исключение — когда одно дело не требует большого вовлечения и концентрации внимания. Если вернуться к нашему списку в начале статьи, примером такой ситуации можно назвать прослушивание музыки во время прогулки или тренировки и выполнение домашних день под любимый фильм, видео или подкаст.
Чтобы повысить свою эффективность в работе, не прибегая к многозадачности, следуйте 5 базовым принципам:
Ответ на вопрос в заголовке статьи кажется нам однозначным: многозадачность — враг, а не помощник IT-специалиста. И попытки развивать многозадачность приводят к проблемам с продуктивностью, памятью и здоровьем. Гораздо разумнее грамотно планировать свое расписание и выполнять рабочие задачи последовательно, а не пытаться делать все сразу.
Многозадачность в жизни: как это работает?
Почти все мы часто выполняем несколько дел одновременно. Не верите? Вот несколько примеров многозадачности из повседневной жизни:
- Скроллить соцсети или проверять email и мессенджеры, беседуя с другом или коллегой.
- Слушать музыку во время прогулки или тренировки.
- Делать уборку или заниматься другими домашними делами и одновременно слушать подкаст, музыку или смотреть фильм, видеоролик.
- Отвечать на звонок, параллельно общаясь жестами и мимикой с другим человеком.
- Слушать лекцию или спикера на конференции и параллельного отвечать на письмо, готовить отчет или другой документ на ноутбуке.
- Общаться с заказчиком или партнером и тут же вводить данные в корпоративную CRM или другую систему, рабочую программу.
Но что на самом деле происходит, когда мы пытаемся направить свое внимание сразу на несколько задач? Загвоздка в том, что наш мозг не может концентрироваться на нескольких действиях одновременно, поэтому многозадачность — это постоянное переключение внимания и ресурсов мозга с одной задачи на другую.
Сегодня многие работодатели, в том числе в IT, считают мультитаскинг обязательным скиллом для своих сотрудников. Но исследования последних лет показывают, что постоянная работа в режиме многозадачности приносит и работникам, и самим компаниям больше вреда, чем пользы.
В чем проблема многозадачности?
Как мы уже сказали, мозг человека не может полноценно фокусироваться на двух и более задачах за раз. Пытаясь идти наперекор природе и делать несколько важных дел сразу, мы провоцируем ряд проблем. Не все они проявляются сразу, но в долгосрочной перспективе вы и ваш работодатель однозначно заметят негативные тенденции, включая:
- Проблемы с концентрацией внимания и памятью
Постоянно переключаясь с одной задачи на другую, многозадачные люди не могут толком сосредоточиться ни на одной, упускают важные детали и легче отвлекаются. - Снижение продуктивности
Чтобы перейти от одной задачи к другой, мозгу нужно дополнительное время и ресурсы. В итоге на то, чтобы выполнить параллельно 2 или 3 задачи уходит ощутимо больше времени, чем если бы вы выполняли их по очереди. - Рост числа ошибок
Снижение концентрации закономерно ведет к увеличению числа ошибок, на устранение которых придется потратить дополнительное время и силы. - Проблемы со здоровьем
Оказывается, если человек долго действует в режим многозадачности, у него в мозгу становится меньше серого вещества в зонах, ответственных за эмоции, мотивацию и когнитивный контроль. Это провоцирует депрессию и тревожность.
Значит ли это, что для пользы дела и личного благополучия лучше вообще отказаться от идеи совмещать несколько дел? В большинстве случаев это действительно так. Единственное исключение — когда одно дело не требует большого вовлечения и концентрации внимания. Если вернуться к нашему списку в начале статьи, примером такой ситуации можно назвать прослушивание музыки во время прогулки или тренировки и выполнение домашних день под любимый фильм, видео или подкаст.
5 шагов к эффективности без многозадачности
Чтобы повысить свою эффективность в работе, не прибегая к многозадачности, следуйте 5 базовым принципам:
- Решайте одну задачу в каждый момент времени. Например, час пишете код, потом 30 минут дорабатываете отчет, потом созваниваетесь с коллегами. Не все сразу, а последовательно.
- Уберите отвлекающие факторы: уведомления и звук на телефоне, вкладки с посторонними сайтами в браузере. В офисе всегда шумно? Выручат беруши или наушники, в которых играет классика или другая инструментальная музыка (без слов).
- Отдыхайте каждый час по 10 минут. Концентрироваться даже на одной задаче дольше часа без перерыва тяжело, поэтому планируйте 10-минутные перерывы на отдых каждый час, чтобы дать мозгу передышку.
- Выделите время на проверку почты и мессенджеров. Чтобы не отвлекаться и не тратить время на каждое новое письмо или сообщение, выделите 30-60 минут утром и вечером и разберите накопившиеся сообщения сразу.
- Делегируйте задачи. Не бойтесь потерять контроль над процессом, наоборот, у вас будет больше сил и времени на качественную проверку результатов работы.
Заключение
Ответ на вопрос в заголовке статьи кажется нам однозначным: многозадачность — враг, а не помощник IT-специалиста. И попытки развивать многозадачность приводят к проблемам с продуктивностью, памятью и здоровьем. Гораздо разумнее грамотно планировать свое расписание и выполнять рабочие задачи последовательно, а не пытаться делать все сразу.
Читайте другие статьи
Как фрилансеру не впасть в депрессию осенью?
Фриланс очень популярен сегодня, так как позволяет работать из дома и самостоятельно строить свой график. Но когда приходит осень с ее дождливой пасмурной погодой, фрилансеру легко впасть в депрессию. Разбираемся, как уберечь себя от осенней хандры.
Фриланс
1624
24 окт. 2023
Профдеформация: как держать ее под контролем?
Значительную часть нашей жизни занимает работа, но когда человек забывает о других гранях своей личности, кроме профессии, это уже симптом профдеформации. Разбираемся, как выявить проблему и не стать ее жертвой.
Фриланс
2869
6 июня 2023
Почему людям редко удается превратить хобби в профессию?
Хобби — это то, чем мы привыкли заниматься в свое удовольствие. В отличие от рутинной работы, занятие любимым делом может приносить нам радость и обогащать энергией. Но почему любимые занятия так редко перерастают в прибыльный бизнес?
Фриланс
633
20 авг. 2021
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!