ypx fbpx
К списку статей
Фриланс
Как новичку-фрилансеру найти первого клиента?
Поиск клиентов — первая трудность, с которой сталкиваются начинающие фрилансеры любых профессий. В этой статье вы узнаете, где лучше и быстрее всего искать клиентов?

Неумение искать клиентов опасно тем, что фрилансер не может адекватно прогнозировать свой доход, набираться опыта, развиваться. Для некоторых эта проблема перекрывает доступ к свободной жизни без офисной работы. Поэтому мы подобрали 7 актуальных и эффективных способов поиска клиентов, которые помогут начать свою деятельность на фрилансе.


Подготовка к поиску

На рынке сотни тысяч фрилансеров, в том числе с большим практическим опытом. Поэтому, чтобы начать карьеру, необходимо создать свое портфолио. Необязательно работать над реальным проектом, его можно придумать самому.

Алгоритм действий может быть таким:
  1. Выберите тематику, которая вам нравится. Например, дизайн интерьера, садовые растения, организация детских праздников.
  2. Определитесь с типом работы. У дизайнеров это могут быть баннеры, лендинги, бандлы для соцсетей, у копирайтеров — посты, лонгриды, интервью, короткий текст в блог.
  3. Сделайте проект. Желательно не один, а несколько разных.
  4. Упакуйте свои работы. Оформите портфолио с помощью Figma или Photoshop. Попробуйте разные форматы и выберите самый презентабельный.


Друзья, знакомые, родственники

Расскажите друзьям и знакомым, чем вы занимаетесь. Бывает, даже не подозреваете, что они захотели продавать футболки и им нужен свой сайт или приложение для Айфона. Можете предоставить им услугу бесплатно, а взамен попросить отзыв и рекламу в соцсетях.


Биржи фриланса

Рекомендуем зарегистрировать сразу на нескольких биржах. Это повысит шансы быстро получить первого заказчика и первый опыт работы. Но не забывайте перед откликом посмотреть ТЗ (техническое задание) — мини-руководство по задаче с конкретными требованиями. Если видите, что справитесь — оставляйте заявку, если нет — поищите другие проекты.

ТОП-5 лучших бирж для разных специалистов:
  1. UpWork. Это американская площадка, поэтому необходимо знать английский язык хотя бы на уровне А2. Ежедневно появляются сотни заказов от клиентов со всего мира, но в основном из США.
  2. Freelance.ru. Самая крупная биржа в русскоязычном пространстве. Много мелких задач, поэтому для тех, у кого небольшой опыт работы или его вообще нет, подойдет отлично. Основной поток клиентов из Украины, России, Беларуси.
  3. Freelancehunt.com. Украинская биржа, поэтому заказчики, в основном, из Украины, но есть и из России и даже европейских стран. Ее главное преимущество — администрация блокирует проекты с заниженной оплатой.
  4. Weblancer.net. Одна из самых крупных русских бирж. В основном здесь мелкие задачи вроде отрисовки баннера или написания описаний на сайт, но, чтобы поучиться — идеально. Большинство заказчиков из России.
  5. Fl.ru. Биржа с большим потоком заданий для начинающих дизайнеров, копирайтеров, программистов, SEO-специалистов. Бывают как крупные, долгосрочные проекты, так и одноразовые задачи. Заказчики из стран СНГ.


Профильные Telegram каналы

На одном канале можно найти крупный проект, мелкие одноразовые задачи и даже удаленную работу. Заказчики преимущественно из России, но есть и из Украины, Беларуси, иногда с других стран.

Наши ТОП-5 каналов:
  1. Finder.vc: удаленная работа — вакансии (/theyseeku). Здесь можно найти удаленную работу разного формата — от личного помощника до программиста.
  2. Фриланс биржа, удаленная работа, вакансии на ArmGet (/armget). Есть возможность напрямую связаться с заказчиком.
  3. Удаленка (/freelancefeed). Канал, который по контенту похож на Finder.vc — также есть вакансии по всем сферам деятельности. Ищут как новичков, так и специалистов с опытом.
  4. Правки и замечания: фриланс биржа (/pravkiforyou). Заказчики предлагают сотрудничество в больших проектах. Задания, в основном, для копирайтеров и дизайнеров.
  5. Zaichenko Team (/zaichenkoteam). Это не совсем канал для поиска заказов, но здесь бывают удаленные вакансии. Ищут специалистов из Украины. Можно опубликовать свое резюме.


Telegram чаты

В год проводят десятки мероприятий для предпринимателей и бизнесменов. Для этого организаторы часто создают отдельные закрытые и открытые Telegram чаты, где разрешают публиковать информацию о себе, но без прямой рекламы. В таких сообществах часто предприниматели пишут, что ищут определенных специалистов как на одну мелкую задачу, так и для долгосрочной удаленной работы. Ваша задача — оперативно писать им и научиться себя презентовать.

Один из способов получить доступ к таким чатам — побывать волонтером на мероприятии, если оно в вашем городе. Другой вариант — стать его участником.


Сотрудничество с блогерами

Блогеры нередко ищут личных помощников, менеджеров по рекламе, копирайтеров, дизайнеров, кураторов и других специалистов как на одноразовую задачу, так и в команду для постоянного сотрудничества. Даже если они не публикуют актуальные вакансии, всегда можно написать и предложить помощь, для начала — бесплатную.

Также у блогеров в комментариях иногда просят помочь с задачами потенциальные клиенты. Есть даже те, кто устраивают активность формата «Доска объявлений», где специалисты презентуют свои услуги, а заказчики — описывают задачи, которые нужно решить.


Ведение социальных сетей

Пока вы не знаете, кто ваша целевая аудитория и потенциальный заказчик, зарегистрируйтесь или переделайте личную страницу под рабочую в Фейсбуке и Инстаграм. Напишите, какие услуги предоставляете, по возможности сразу опубликуйте примерный прайс. Обязательно покажите примеры работ или дайте ссылку на портфолио. Не забывайте вести свои страницы регулярно — создавайте полезный (в том числе и потенциальным клиентам) контент, рассказывайте о последних работах.

Больше узнать о необходимости и преимуществах социальных сетей для фрилансера можно в статье «Зачем фрилансеру вести соцсети?»


Тематические группы в Фейсбуке

Схема поиска клиентов та же, что и в Telegram каналах и чатах — подписываетесь на группы, отзываетесь на публикации (если они вам подходят), общаетесь в личных сообщениях и договариваетесь о сотрудничестве.


Для копирайтеров и SMM-специалистов

  1. Нужен копирайтер. Доска объявлений, где заказчики размещают заказы (чаще всего одноразовые), а фрилансеры — информацию о себе.
  2. Работа для пишущих: вакансии копирайтеров, сммщиков, журналистов. В основном здесь вакансии в офис или на удаленку, но есть и предложения для сотрудничества в разовом проекте.
  3. Требуется копирайтер: вакансии удаленной работы. Чаще всего ищут копирайтеров и SMM-специалистов в удаленную команду.


Для дизайнеров

  1. ИЩУ_ДИЗАЙНЕРА. В основном здесь вакансии для удаленной работы, но бывают и разовые проекты.
  2. ДИЗАЙНЕР_НА_УДАЛЕНКЕ. Публикуют мелкие задачи, вроде отрисовки баннера или логотипа.
  3. UI/UX-дизайнеры. Удаленное сотрудничество предлагают крупные компании вроде Skyeng, есть предложения от стартап-проектов.


Для фрилансеров разного профиля

  1. Удаленная работа: вакансии и фриланс. Ищут специалистов на конкретные проекты или для разового сотрудничества.
  2. SMM - Работа, фриланс, аутсорс, интернет-маркетинг. Группа в формате доски объявлений, где можно рассказать о себе или откликнуться на чье-то предложение.
  3. Фриланс Маркетинг / Реклама / Digital / SMM. Есть заказчики с разных стран СНГ, но в основном из Украины и России. Но для начала нужно получить доступ к группе (подать заявку).
  4. Фриланс-хаус. Есть проекты на один раз, так и предложения о сотрудничестве в долгосрочных проектах. Для начала надо получить доступ к группе.


И ещё несколько важных советов:

  • указывайте реальные имя и фамилию во всех соцсетях, чтобы вызвать к себе доверие;
  • перед тем, как откликнуться на проект, посмотрите ТЗ;
  • не пишите шаблонные письма вроде «Привет! Я дизайнер. Сделаю проект за 3 дня, стоимость — 5000 рублей», а сразу в сообщении предлагайте конкретное решение или задавайте вопросы, которые покажут, что вы реально смотрели задание и хотите помочь;
  • старайтесь не демпинговать;
  • если заказов мало, работайте над пополнением портфолио;
  • не стесняйтесь написать тем, с кем хотели бы сотрудничать, но и не скрывайте, что у вас небольшой опыт работы, чтобы не было ситуации «ожидание-реальность».

Желаем вам найти своих первых заказчиков как можно скорее!


Если статья была для Вас полезной — можете отблагодарить нас своим лайком, это важно для нашей команды! Мы хотим понимать, что действительно интересно для Вас, и работать над контентом. Спасибо!
Подпишитесь на рассылку полезных материалов от Айтилогии
Разрешите нам делиться с вами полезными материалами, новыми вебинарами и скидками на курсы