Top.Mail.Ru
ypx
INTENSIVE
Попробуй себя в UX/UI-дизайне UX/UI-дизайн бесплатно
7 дней
5 проектов в портфолио
проверка дз
banner-circle
INTENSIVE
Попробуй себя во Frontend разработке Frontend бесплатно
7 дней
1 полноценный проект
проверка дз
banner-circle
Виды и методики проведения UX-исследований
Хотите знать, какими бывают UX-исследования и как они проводятся? Рассказываем о видах и оптимальных методах изучения пользовательского опыта для каждого этапа работы над IT-продуктом.
Веб-дизайн
1985
Исследование пользовательского опыта или UX-исследования (от User Experience – пользовательский опыт по-английски) — важнейший инструмент для изучения потребностей, намерений и поведения пользователей. Именно анализ итогов UX-исследований помогает командам разработки создавать удобные и понятные целевой аудитории IT-продукты.

В одной из предыдущих статей мы уже рассматривали ключевые принципы UX-исследований. В этот раз разбираем, какими бывают исследования пользовательского опыта и какие исследовательские методики используются на разных стадиях реализации IT-проектов.

Основные виды и задачи UX-исследований


В зависимости от используемых методик, все типы UX-исследований можно разделить на две группы:

  1. Количественные
    Нацелены на сбор точных данных, выявление и оценку реальных, а не предполагаемых закономерностей, проблем и паттернов поведения пользователей. Они проводятся через опросы, анализ метрик и поведения целевых пользователей, A/B-тесты и не только. Результаты количественных исследований дают ответы на вопросы: Сколько? Что?
  2. Качественные
    Позволяют понять мотивы и намерения пользователей, объясняют их поведение, а не просто фиксируют отдельные действия. Проводятся методами интервью, наблюдения, фокус-групп, юзабилити-тестирования, карточной сортировки и не только. Итоги качественных исследований дают ответ на главный вопрос: «Почему пользователи ведут себя так, а не иначе?»



Если вы не знаете, какую методику выбрать для UX-исследования в вашем конкретном случае, всегда можно начать с анкетирования или опроса. Это универсальная методика подходит для любой стадии разработки, позволяет быстро получить большой объем данных и узнать мнение большинства. А теперь рассмотрим другие способы изучения пользовательского опыта.

Лучшие методы UX-исследований на стадии подготовки концепции


До начала активной работы над новым IT-проектом советуем проводить UX-исследования, используя следующие методики:

  • Тестирование концепции
    Участники оценивают пробную версию продукта и предлагают варианты его улучшения. Метод позволяет понять, отвечает ли предложенный концепт потребностям аудитории.
  • Карточная сортировка
    Пользователи получают карточки с названиями страниц и разделов сайта или приложения и должны сами рассортировать их по категориям. В итоге вы получаете структуру, которая точно будет удобна пользователям.
  • Наблюдения за поведением пользователей в комфортной обстановке
    Исследователь наблюдает, как пользователи взаимодействуют с сервисами конкурентов или прототипом удаленно, либо находясь в том же помещении, фиксирует реакции, проблемы, отвечает на вопросы.
  • Фокус-группы
    Представители целевой аудитории (3-12 человек) вместе обсуждают, каким должен быть новый продукт. Исследователь модерирует, но не направляет дискуссию.


  • Оценка предпочтений
    Участники оценивают несколько вариантов дизайна будущего IT-продукта по ряду параметров (удобство, простота, интуитивность, привлекательность и другие).

Какие UX-исследования проводить этапе разработки?


В процессе создания нового или доработки существующего IT-продукта, полезно проводить UX-исследования такими методами как:

  • Юзабилити-тестирование
    Участники тестирования выполняют по списку ряд действий по взаимодействию с сайтом. Исследователь находится рядом или наблюдает за процессом удаленно и фиксирует, с какими сложностями сталкиваются пользователи.
  • Айтрекинг
    Методика фиксирует траекторию и скорость движения глаз по экрану. Это помогает сделать интерфейс более удобным и понятным для целевой аудитории.
  • A/B-тестирование
    Помогает сделать верный выбор между конкурирующими вариантами (цветовая схема или стиль сайта, расположение элементов интерфейса, цвет кнопок и другое). Предпочтение отдается варианту, набравшему максимум голосов участников тестирования.



Исследуем готовый IT-продукт


В первые недели после старта проекта нужно собрать максимум данных о реальном пользовательском опыте аудитории. Для это подойдут:

  • Интервью
    Проводить их можно по готовому списку вопросов или в формате свободной беседы. Беседуют обычно с пользователями, которые уже успели попробовать новый продукт и рассказали кратко о своем опыте в анкетах или отзывах.
  • Экспертные оценки
    Опытный и авторитетный UX-специалист исследует ваш продукт, находит его плюсы и минусы, дает свои рекомендации по доработке решения.



  • Исследования истинных намерений
    Как только пользователь заходит на сайт, его спрашивают о цели визита. А покидая страницу, человеку нужно ответить, достиг ли он своей цели.

Заключение


Теперь вы знаете, какие методы UX-исследований подходят для разных этапов работы над IT-проектами. Можно использовать их по отдельности или комбинировать, неизменно одно — чем больше у вас будет реальных данных о пользовательском опыте, тем выше шансы готового продукта на успех.
Понравилась статья? Сохраните её в своих соц. сетях!
обучайся с нами профессии
UX/UI-дизайнер
Подробнее о курсе
Читайте другие статьи
Быстро готовим дизайнерское портфолио в Notion
Тренд на использование сервиса Notion UX/UI-дизайнерами и другими IT-специалистами стремительно набирает обороты. Узнайте, как с помощью Notion подготовить достойное дизайнерское портфолио буквально за пару часов.
Веб-дизайн
1084
Заменят ли дизайнеров Midjourney и другие AI-сервисы?
Споры о том, заменят ли дизайнеров нейросети вроде Midjourney или DALL-E2, не утихают. Пора разобраться, действительно ли искусственный интеллект скоро отнимет работу у иллюстраторов, UX/UI-дизайнеров и других специалистов в сфере дизайна.
Веб-дизайн
3582
Как изображения помогают пользователям ориентироваться на сайтах?
Изображения — это мощное средство коммуникации и лучший способ устранения языкового барьера, поскольку визуальную информацию легко понимают и считывают все люди в мире. Мы запоминаем 80% того, что видим, и только 20% того, что читаем.
Веб-дизайн
5276
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Введите корректный e-mail
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!