
Виды и методики проведения UX-исследований
Хотите знать, какими бывают UX-исследования и как они проводятся? Рассказываем о видах и оптимальных методах изучения пользовательского опыта для каждого этапа работы над IT-продуктом.
Веб-дизайн
2437
28 мая 2024
Исследование пользовательского опыта или UX-исследования (от User Experience – пользовательский опыт по-английски) — важнейший инструмент для изучения потребностей, намерений и поведения пользователей. Именно анализ итогов UX-исследований помогает командам разработки создавать удобные и понятные целевой аудитории IT-продукты.
В одной из предыдущих статей мы уже рассматривали ключевые принципы UX-исследований. В этот раз разбираем, какими бывают исследования пользовательского опыта и какие исследовательские методики используются на разных стадиях реализации IT-проектов.
В зависимости от используемых методик, все типы UX-исследований можно разделить на две группы:

Если вы не знаете, какую методику выбрать для UX-исследования в вашем конкретном случае, всегда можно начать с анкетирования или опроса. Это универсальная методика подходит для любой стадии разработки, позволяет быстро получить большой объем данных и узнать мнение большинства. А теперь рассмотрим другие способы изучения пользовательского опыта.
До начала активной работы над новым IT-проектом советуем проводить UX-исследования, используя следующие методики:
В процессе создания нового или доработки существующего IT-продукта, полезно проводить UX-исследования такими методами как:

В первые недели после старта проекта нужно собрать максимум данных о реальном пользовательском опыте аудитории. Для это подойдут:
Теперь вы знаете, какие методы UX-исследований подходят для разных этапов работы над IT-проектами. Можно использовать их по отдельности или комбинировать, неизменно одно — чем больше у вас будет реальных данных о пользовательском опыте, тем выше шансы готового продукта на успех.
В одной из предыдущих статей мы уже рассматривали ключевые принципы UX-исследований. В этот раз разбираем, какими бывают исследования пользовательского опыта и какие исследовательские методики используются на разных стадиях реализации IT-проектов.
Основные виды и задачи UX-исследований
В зависимости от используемых методик, все типы UX-исследований можно разделить на две группы:
- Количественные
Нацелены на сбор точных данных, выявление и оценку реальных, а не предполагаемых закономерностей, проблем и паттернов поведения пользователей. Они проводятся через опросы, анализ метрик и поведения целевых пользователей, A/B-тесты и не только. Результаты количественных исследований дают ответы на вопросы: Сколько? Что? - Качественные
Позволяют понять мотивы и намерения пользователей, объясняют их поведение, а не просто фиксируют отдельные действия. Проводятся методами интервью, наблюдения, фокус-групп, юзабилити-тестирования, карточной сортировки и не только. Итоги качественных исследований дают ответ на главный вопрос: «Почему пользователи ведут себя так, а не иначе?»

Если вы не знаете, какую методику выбрать для UX-исследования в вашем конкретном случае, всегда можно начать с анкетирования или опроса. Это универсальная методика подходит для любой стадии разработки, позволяет быстро получить большой объем данных и узнать мнение большинства. А теперь рассмотрим другие способы изучения пользовательского опыта.
Лучшие методы UX-исследований на стадии подготовки концепции
До начала активной работы над новым IT-проектом советуем проводить UX-исследования, используя следующие методики:
- Тестирование концепции
Участники оценивают пробную версию продукта и предлагают варианты его улучшения. Метод позволяет понять, отвечает ли предложенный концепт потребностям аудитории. - Карточная сортировка
Пользователи получают карточки с названиями страниц и разделов сайта или приложения и должны сами рассортировать их по категориям. В итоге вы получаете структуру, которая точно будет удобна пользователям. - Наблюдения за поведением пользователей в комфортной обстановке
Исследователь наблюдает, как пользователи взаимодействуют с сервисами конкурентов или прототипом удаленно, либо находясь в том же помещении, фиксирует реакции, проблемы, отвечает на вопросы. - Фокус-группы
Представители целевой аудитории (3-12 человек) вместе обсуждают, каким должен быть новый продукт. Исследователь модерирует, но не направляет дискуссию. - Оценка предпочтений
Участники оценивают несколько вариантов дизайна будущего IT-продукта по ряду параметров (удобство, простота, интуитивность, привлекательность и другие).
Какие UX-исследования проводить этапе разработки?
В процессе создания нового или доработки существующего IT-продукта, полезно проводить UX-исследования такими методами как:
- Юзабилити-тестирование
Участники тестирования выполняют по списку ряд действий по взаимодействию с сайтом. Исследователь находится рядом или наблюдает за процессом удаленно и фиксирует, с какими сложностями сталкиваются пользователи. - Айтрекинг
Методика фиксирует траекторию и скорость движения глаз по экрану. Это помогает сделать интерфейс более удобным и понятным для целевой аудитории. - A/B-тестирование
Помогает сделать верный выбор между конкурирующими вариантами (цветовая схема или стиль сайта, расположение элементов интерфейса, цвет кнопок и другое). Предпочтение отдается варианту, набравшему максимум голосов участников тестирования.

Исследуем готовый IT-продукт
В первые недели после старта проекта нужно собрать максимум данных о реальном пользовательском опыте аудитории. Для это подойдут:
- Интервью
Проводить их можно по готовому списку вопросов или в формате свободной беседы. Беседуют обычно с пользователями, которые уже успели попробовать новый продукт и рассказали кратко о своем опыте в анкетах или отзывах. - Экспертные оценки
Опытный и авторитетный UX-специалист исследует ваш продукт, находит его плюсы и минусы, дает свои рекомендации по доработке решения. - Исследования истинных намерений
Как только пользователь заходит на сайт, его спрашивают о цели визита. А покидая страницу, человеку нужно ответить, достиг ли он своей цели.
Заключение
Теперь вы знаете, какие методы UX-исследований подходят для разных этапов работы над IT-проектами. Можно использовать их по отдельности или комбинировать, неизменно одно — чем больше у вас будет реальных данных о пользовательском опыте, тем выше шансы готового продукта на успех.

Читайте другие статьи

Узнайте, как инструменты разработчика в браузере помогают UX/UI-дизайнерам создавать удобные пользовательские интерфейсы, экспериментировать с дизайном, повышать свою насмотренность и профессионализм.
Веб-дизайн
4706
11 июня 2024

Умение грамотно разместить текстовую надпись на фото или иллюстрации — один из ценнейших навыков в арсенале UX/UI-дизайнера. Внутри статьи вы найдете 10 приемов, которые помогут «подружить» тексты с изображениями.
Веб-дизайн
18747
19 июля 2022

Разберемся, какие тренды наметились в дизайне Email-рассылок в этом году, чтобы вы могли использовать их при создании дизайн-макетов электронных писем для своих заказчиков.
Веб-дизайн
3819
22 февр. 2022
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!