UX-исследование в дизайне: что это и зачем нужно
При разработке дизайна нового продукта или редизайне текущего у специалиста могут возникать догадки и гипотезы о том, что и как нужно сделать, улучшить. Но как понять, что гипотезы верные и их стоит брать в работу? С этим поможет UX-исследование.
Веб-дизайн
4825
21 июля 2020
У дизайнеров, а особенно тех, кто разрабатывает дизайны приложений или сложных сайтов, бывают ситуации, когда кажется, что они очень хорошо знают аудиторию и ее ожидания от продукта. А еще основываются на своем мнении, не учитывая особенности других, выбирают креатив вместо удобства. В итоге — их дизайнерские решения не работают и приходится все переделывать. И вот здесь UX-исследование поможет исправить ситуацию, а в будущем и предотвратить возникновение похожих.
Зачем еще нужно проводить исследование?
UX-исследования проводят, чтобы решить такие задачи:
- Определить целевую аудиторию, для которой будет разрабатывать продукт. Какие у нее паттерны поведения, какие особенности в восприятии информации, какой дизайн она любит.
- Узнать, чего пользователи ожидают от продукта, какие, по их мнению, задачи он должен решать.
- Проанализировать, насколько ваши возможности, как дизайнера, позволяют закрывать потребности аудитории так, как она это ожидает.
- Понять, на каких этапах пользователи перестают работать с продуктом и уходят.
- Протестировать (по факту) пользовательские сценарии поведения, юзабилити, какие-то другие ваши гипотезы и найти слабые места, которые надо доработать.
Как проходит UX-исследование?
Исследование чаще всего нужно в двух случаях: перед запуском нового продукта и для анализа уже существующего (для его улучшения). Но порядок действий одинаковый:
- Интервью с заказчиком.
- Подготовка к исследованию, рекрутинг.
- Проведение исследования.
- Анализ результатов.
Давайте рассмотрим каждый этап подробнее.
Интервью с заказчиком
Это нужно, чтобы определить цели и задачи исследования. Часто клиенты приходят с какими-то гипотезами, проблемами, возможными решениями, но лучше дополнительно исследовать все самому.
Подготовка к исследованию, рекрутинг
Важный нюанс — для исследования общения только с заказчиком недостаточно. Нужна выборка побольше, и она должна состоять из пользователей продукта. Но так как провести с каждым интервью — это очень затратно, лучше выбрать А/В тестирование. Его суть в том, чтобы условной группе А показать приложение или другой продукт без изменений, а группе В — показать продукт с доработками, после внедрения чего-то нового, отслеживая ее поведение. В итоге будет разница в метриках и, скорее всего, инсайты по поводу изменений.
Проведение исследования
На этом этапе нужно определить потребности заказчика, пользователей (даже самые мелкие), возможные варианты удовлетворения потребностей, провести отбор лучших и самых эффективных идей. Для этого следует использовать и качественные, и количественные исследования.
Качественные показывают, насколько вы, как дизайнер, понимаете потребности пользователей, их поведение, удобство продукта. Здесь нет конкретных цифр, только предположения и гипотезы.
Для проведения такого исследования не нужно вовлекать большое количество людей, достаточно будет 20-30 респондентов. А среди лучших методов есть такие:
- интервью 1:1, где используют открытые и закрытые вопросы;
- групповые интервью, для проведения которых нужны фокус-группы из 5-8 человек и дискуссия;
- контекстное интервью, которое позволяет увидеть, как типичный пользователь взаимодействует с продуктом в реальной среде, где есть отвлекающие факторы;
- юзабилити тестирование — показывает, как пользователи перемещаются на сайте или в приложении, на какой странице уходят с сайта или закрывают приложение, насколько хорошо видят кнопки и понимают призывы.
Количественные исследования нужны, чтобы увидеть в цифрах все предположения или результаты даже мелких изменений в продукте. Это позволяет заметить определенные закономерности по факту. Чтобы провести количественное исследование, нужна выборка больше, чем для качественного — минимум 100 человек, а лучше — от 1000. Результаты измеряются в показателях, метриках. А среди методов исследования часто выбирают опрос в виде анкеты. Так как часто анкеты простые, их можно быстро составить и заполнить, в сжатые сроки получить большую выборку для анализа. Это позволяет определить уровень лояльности к продукту, желание внедрить новые функции, изменить что-то в интерфейсе, другое.
Анализ полученных результатов
Для этого нужно сначала отдельно проанализировать результаты количественных и качественных исследований. В процессе обязательно найдутся какие-то инсайты, проблемы, возможные решения, а еще идеи, которые будут взаимодополняющими или очень похожими.
Дальше нужно объединить результаты двух типов исследований и сделать общий вывод. Обычно он объемный, включает решения для разных проблем продукта.
И последний этап — составление плана внедрения изменений. Делается на основе выводов. Важно определить приоритеты, подробно расписать все задачи, распределить между командой, поставить дедлайны.
Что еще важно знать о проведении UX-исследования?
- В исследовании должны участвовать реальные пользователи продукта. Худшее, что можно сделать — попросить принять участие IT-специалистов. Они не всегда на 100% знают, что реально нужно пользователям, даже при наличии большого практического опыта. Лучше исследовать реальных людей.
- Для проведения качественного исследования не пытайтесь охватить как можно больше людей. Лучше пусть их будет меньше, но они вовлекутся в процесс на 200%. Ведь чем меньше респондентов, тем проще и быстрее проанализировать результаты. Да и ценность качественных исследований не в количестве людей, а в качестве их ответов.
- Не нужно ничего додумывать, увидев результаты исследования. Лучше уточнить информацию у респондентов, чем искажать их мысли и в итоге получить неверные данные.
Читайте другие статьи
Аффордансы в веб-дизайне: что это и как использовать?
Как вовлечь пользователя в использование нового цифрового продукта? Для этого дизайнеру нужно спроектировать эффективный интерфейс, в котором легко разобраться человеку с любым бэкграундом. Сегодня разбираемся, как в этом помогают аффордансы.
Веб-дизайн
2035
23 авг. 2022
Гештальт-принципы в графическом и UI дизайне
Помимо знания основ композиции, теории цвета, типографики, дизайнеры должны разбираться в психологии человека. Это помогает управлять вниманием пользователя и упрощать восприятие информации. Гештальт-принципы именно об этом.
Веб-дизайн
30221
26 мая 2020
Тренд минимализма в дизайне
Минимализм в дизайне стал трендом последних лет. Концепции дизайна, выполненные в стиле минимал способны с первых секунд захватить дыхание пользователей. В этой статье вы узнаете главное о «простом» дизайне и о самых необходимых правилах для его создания.
Веб-дизайн
6910
24 апр. 2020
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!