Top.Mail.Ru
ypx
INTENSIVE
Попробуй себя в UX/UI-дизайне UX/UI-дизайн бесплатно
7 дней
5 проектов в портфолио
проверка дз
banner-circle
INTENSIVE
Попробуй себя во Frontend разработке Frontend бесплатно
7 дней
1 полноценный проект
проверка дз
banner-circle
Методология SCRUM для НЕ айтишников: как и зачем внедрять
SCRUM — методология, в центре которой гибкое управление командой, проектом. Сегодня чаще всего используется в IT сфере, но ее принципы подойдут и для организации креативной команды. Как и почему? Давайте рассмотрим.
Фриланс
2815

SCRUM — гибкое управление, где делается акцент на продукте, работе команды, прозрачности процессов и быстром результате. Это полная противоположность каскадной методологии, где все процессы разработки идут последовательно.


Считается, что последняя не подходит для IT команд, так как они часто проваливают дедлайны и выходят за рамки бюджета, чего быть не должно. SCRUM устраняет эти недостатки и позволяет решать проблемы или вносить правки сразу, на ходу.

И так как работа креативных команд местами подразумевает разработку больших, продолжительных и высокобюджетных проектов, каскадная методология тоже может не подойти. Поэтому рассмотрим подробнее, в чем суть SCRUM и как внедрить гибкое управление не айтишникам.


Немного об общих принципах SCRUM


В SCRUM все рабочие процессы измеряются условной единицой — спринтами (Sprint). Они имеют свои цели, задачи и ограничения. Один спринт длится 1-4 недели (чаще 1-2 недели), имеет 1 конкретную цель. Результат Sprint — новая рабочая версия продукта. Каждый последующий спринт планируется на основе предыдущего, учитывая то, что удалось достичь и что не удалось.

Чтобы постоянно всё держать под контролем, команда проводит ежедневные стендапы, где каждый участник рассказывает о том, что получилось сделать вчера, а что нет и почему, какие планы на этот день. Так управляющий команды понимает, всё ли хорошо, а если нехорошо, то что надо изменить — устранить локальные препятствия, глобально скорректировать стратегию.


Как применять принципы SCRUM креативным специалистам?


Применять только, если у вас небольшая команда


Небольшая — это до 7 человек, где есть управляющий и участники. Это важно, так как организовать большие команды сложно — будет уходить много времени на коммуникацию, а это не эффективно.

Разделять проект на спринты


В творческих проектах, вроде разработки приложения и дизайна для него, создания креативного продукта, важно разделить работу на условные спринты. Например, у дизайнеров они могут быть такими: создание эскизов, разработка прототипов, обзор прототипа, создание визуального дизайна, тестирование.

Активно вести коммуникацию с клиентом


Это тоже один из важных принципов SCRUM. Каждый день общаться не нужно, но вместе анализировать результаты спринтов — обязательно. В этом и суть методологии — вместе с клиентом смотреть, совпадает ли ваше общее видение проекта, его ожидания и реальность.

Организовать это лучше через созвон. Но предварительно прислать клиенту отчет, где видно прогресс, результат в формате “до/после”, но все внутренние процессы скрыты (они ему не нужны). Он внесет свои правки, даст комментарии, возможно, попросит что-то доработать глобально.

Обязательно проводить стендапы


Зачем? Не для того, чтобы просто отчитаться перед управляющим командой. Это важно для организации принципа прозрачности — когда каждый участник понимает, чем сегодня будет заниматься коллега, какая у него нагрузка.

Предварительно разработать стратегию и ориентироваться на нее


В основе стратегии будет бриф от клиента и ТЗ. Из них управляющий (он же — стратег и SCRUM-мастер, чаще всего) создает полноценную стратегию, где описывает цель проекта, желаемые результаты, сроки, распределяет задачи по спринтам, утверждает все нюансы с клиентом. И уже по этой стратегии будет работать вся креативная команда.

Анализировать все спринты и делать ретроспективу


Ретроспектива — это взгляд назад, и то, что помогает понять как проблемные зоны, так и положительные моменты в разработке проекта. Если есть проблемы, нужно проанализировать, почему они возникли и как сделать, чтобы в дальнейшем их не было. Если много положительных нюансов, нужно разобраться, как так вышло и как этот успех повторить еще не один раз.

Чтобы провести ретроспективу, организовывают отдельные встречи. На них обсуждают, кроме общих провалов и успехов, такое:

  • у кого конкретно и что вышло, как ему это удалось;
  • какие нерешенные, спорные вопросы остались;
  • какие есть неэффективные процессы и чем их заменить;
  • какие есть новые технологии в управлении, как их применить;
  • какие у кого есть инициативы по улучшению процессов.



Немного мифов о SCRUM


Миф 1. SCRUM убивает креативность


Совсем нет. Эта гибкая методология позволяет структуризировать процессы, устранить хаос. А еще научиться фокусироваться на чем-то одном.. Так команда не занимается всем подряд, лишь бы сделать проект, а действует слаженно, вместе и по понятной схеме. В такой атмосфере идеи рождаются легко и часто они более качественные.

Миф 2. Клиент постоянно будет давать правки и проект не закончиться никогда


Этот вопрос касается больше не SCRUM, а в целом организации процессов в команде или компании. Прежде чем приступить к работе над проектом, нужно составить документацию, где четко прописать все рабочие и производственные нюансы.

А вообще, иногда правки клиента даже полезны. Лучше пусть они будут в небольшом количестве и постепенно, чем позже заказчик попросит переделать весь проект на 30-50%. Со SCRUM будете видеть все проблемы и правки локально, вносить их вовремя.

Миф 3. Ретроспектива ничего не дает и не меняет


Если человек не умеет анализировать успехи и провалы, находить в них важное для применения и улучшения работы команды, то да, не работают. Но если умеет, то с ретроспективой лучше и проще.


SCRUM — это очень интересная вещь. Особенно если вы планируете из сотрудника, специалиста перейти к управлению проектами, командами. В IT эта методология популярна потому, что не всегда сразу понятен конечный продукт и как его сделать. В креативной среде часто бывает похожая проблема и хорошо, что со SCRUM ее решить проще.
Понравилась статья? Сохраните её в своих соц. сетях!
обучайся с нами профессии
Frontend-разработчик
Подробнее о курсе
Читайте другие статьи
Как произвести впечатление на нового клиента?
Поиск новых клиентов — это сложная задача не только для новичков, но и для опытных специалистов. Айтилогия расскажет, как справиться с волнением, завоевать доверие клиента и произвести на него потрясающее первое впечатление.
Фриланс
2996
Как экстраверту справляться с работой из дома?
Работа на фрилансе или удаленная работа может показаться адом для людей, которые не представляют жизнь без живого общения и социума. Что делать экстравертам, чтобы чувствовать себя комфортно в новом формате работы?
Фриланс
3047
Тестовое задание: делать или не делать?
Тестовое задание — нормальная практика как на фрилансе, так и при прохождении отбора в штат компании. Но бывает, что от него лучше отказаться. В материале разбираемся, в каких ситуациях тестовое можно делать, а когда — не стоит.
Фриланс
3630
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Введите корректный e-mail
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!