
Кто создал гипертекст?
Гипертекст — это документ, который содержит ссылки на другие документы. Довольно просто в теории! Однако над реализацией этой концепции трудились лучшие технические умы на протяжении более ста лет.
IT-сфера
8922
3 авг. 2021
Само слово «гипертекст» было впервые использовано Тедом Нельсоном в 1965 году. Нельсон планировал широко использовать гипертекст в своем собственном проекте Xanadu — легендарном, продолжающемся более чем 50-летнем усилии, которое, возможно, никогда не будет полностью завершено. Однако если вы спросите Нельсена об его вкладе в создание технологии, он тут же упомянет имя Ванневар Буш.

История технологии гипертекста началась в 1945 году, когда Ванневар Буш первым предложил гипертекстовую систему «Memex», что буквально означало «расширитель памяти». Ученый был обеспокоен взрывом научной информации, из-за которого даже специалисты не могли следить за развитием дисциплины. Еще в те года Буш видел острую необходимость облегчить людям поиск информации.

Основная идея механизма Буша состояла в том, что любой элемент может быть вызван по желанию для немедленного и автоматического выбора другого. Буш описал Memex в журнале Атлантика как «своего рода механизированный частный файл и библиотеку» и как «устройство, в котором человек хранит свои книги, записи и средства связи, и которое механизировано так, что к нему можно обращаться с невероятной скоростью и гибкостью». Он просил своих читателей представить способность хранить энциклопедии знаний в устройстве размером со спичечную коробку.
9 декабря 1968 года Дуглас Энгельбарт вышел на сцену на осенней совместной компьютерной конференции в Сан-Франциско, чтобы продемонстрировать систему oN-Line System (NLS), над которой он работал в Стэнфордском научно-исследовательском институте.
Система Энгельбарта включала почти все функции, которые мы сегодня ассоциируем с компьютерами, включая графику, видеоконференцсвязь, мышь, контроль версий, окна и гипертекст. В ближайшие дни и годы его выступление (довольно метко) будет называться «Мать всех демов».

Всего за 90 минут Энгельбарт продемонстрировал технологию, которая определила мир компьютерного программирования на долгие годы. Энгельбарт часто переходил с одного экрана на другой, используя динамические ссылки. Он мог ввести имя файла или нажать на одну из этих ссылок и перейти к совершенно новому документу. Для многих зрителей это был первый раз, когда они увидели гипертекст.
DARPA и Массачусетский технологический институт совместно создают карту фильмов Аспена — полностью интерактивное видео, которое позволяет зрителям совершить самостоятельную экскурсию по Аспену, штат Колорадо.

Тим Бернерс-Ли создает первую вики, которую называет INQUIRE. Система базы данных использовала серию карточек, каждая из которых содержала двунаправленные гиперссылки на другие карточки. Тогда Бернерс-Ли работал над первой версией HTML (язык гипертекстовой разметки).
В 1987 году компания Apple выпустила Hypercard и бесплатно установила это программное обеспечение на все компьютеры Macintosh.

Концепция Hypercard была простой: информация хранилась на цифровых картах, к которым могли быть добавлены любые данные — текст, флажки, списки и т.д. Однако прорыв Hypercard заключался в том, что эти карты можно было легко связать. Навигация по информации была такой же простой, как переход по ссылкам. Способность связать два фрагмента информации, как оказалось, была судьбоносной.
1989 — World Wide Web
Тим Бернерс-Ли создает гипертекстовый проект «как способ связать и получить доступ к информации различных видов в виде сети узлов, в которой пользователь может просматривать информацию по своему усмотрению». Бернерс-Ли называет проект WorldWideWeb — то, без чего сегодня не может представить свой день современный человек.

Появление нового приложения — веб-браузера под названием Lynx. Lynx позволяет пользователям получать доступ к гипертекстовым ссылкам внутри документов и способен добираться до документов по всему интернету.
В 1993 году во всем интернете было всего 500 веб-серверов. К 1994 году их число резко возросло до 10 000. HTML и гиперссылка вскоре затмили все другие гипертекстовые системы.
Сегодня вы нажали на простую ссылку и перешли по ней, даже не задумываясь, какая работа для этого была проделана на протяжении всей современной истории. На все технологии, которые на первый взгляд кажутся простыми, обыденными и не вызывающими вау-эффекта, были потрачены десятки лет и титанические усилия великих ученых!

1945 — Технология будущего
История технологии гипертекста началась в 1945 году, когда Ванневар Буш первым предложил гипертекстовую систему «Memex», что буквально означало «расширитель памяти». Ученый был обеспокоен взрывом научной информации, из-за которого даже специалисты не могли следить за развитием дисциплины. Еще в те года Буш видел острую необходимость облегчить людям поиск информации.

Что за Memex?
Основная идея механизма Буша состояла в том, что любой элемент может быть вызван по желанию для немедленного и автоматического выбора другого. Буш описал Memex в журнале Атлантика как «своего рода механизированный частный файл и библиотеку» и как «устройство, в котором человек хранит свои книги, записи и средства связи, и которое механизировано так, что к нему можно обращаться с невероятной скоростью и гибкостью». Он просил своих читателей представить способность хранить энциклопедии знаний в устройстве размером со спичечную коробку.
1968 – Мать всех демов
9 декабря 1968 года Дуглас Энгельбарт вышел на сцену на осенней совместной компьютерной конференции в Сан-Франциско, чтобы продемонстрировать систему oN-Line System (NLS), над которой он работал в Стэнфордском научно-исследовательском институте.
Система Энгельбарта включала почти все функции, которые мы сегодня ассоциируем с компьютерами, включая графику, видеоконференцсвязь, мышь, контроль версий, окна и гипертекст. В ближайшие дни и годы его выступление (довольно метко) будет называться «Мать всех демов».

Всего за 90 минут Энгельбарт продемонстрировал технологию, которая определила мир компьютерного программирования на долгие годы. Энгельбарт часто переходил с одного экрана на другой, используя динамические ссылки. Он мог ввести имя файла или нажать на одну из этих ссылок и перейти к совершенно новому документу. Для многих зрителей это был первый раз, когда они увидели гипертекст.
1977 —Кинокарта Аспена
DARPA и Массачусетский технологический институт совместно создают карту фильмов Аспена — полностью интерактивное видео, которое позволяет зрителям совершить самостоятельную экскурсию по Аспену, штат Колорадо.

1980 — Запрос
Тим Бернерс-Ли создает первую вики, которую называет INQUIRE. Система базы данных использовала серию карточек, каждая из которых содержала двунаправленные гиперссылки на другие карточки. Тогда Бернерс-Ли работал над первой версией HTML (язык гипертекстовой разметки).
1987 — HyperCard
В 1987 году компания Apple выпустила Hypercard и бесплатно установила это программное обеспечение на все компьютеры Macintosh.

Концепция Hypercard была простой: информация хранилась на цифровых картах, к которым могли быть добавлены любые данные — текст, флажки, списки и т.д. Однако прорыв Hypercard заключался в том, что эти карты можно было легко связать. Навигация по информации была такой же простой, как переход по ссылкам. Способность связать два фрагмента информации, как оказалось, была судьбоносной.
1989 — World Wide Web
Тим Бернерс-Ли создает гипертекстовый проект «как способ связать и получить доступ к информации различных видов в виде сети узлов, в которой пользователь может просматривать информацию по своему усмотрению». Бернерс-Ли называет проект WorldWideWeb — то, без чего сегодня не может представить свой день современный человек.

1992 — Рысь
Появление нового приложения — веб-браузера под названием Lynx. Lynx позволяет пользователям получать доступ к гипертекстовым ссылкам внутри документов и способен добираться до документов по всему интернету.
1994 — Большой прорыв в Интернете
В 1993 году во всем интернете было всего 500 веб-серверов. К 1994 году их число резко возросло до 10 000. HTML и гиперссылка вскоре затмили все другие гипертекстовые системы.
Заключение
Сегодня вы нажали на простую ссылку и перешли по ней, даже не задумываясь, какая работа для этого была проделана на протяжении всей современной истории. На все технологии, которые на первый взгляд кажутся простыми, обыденными и не вызывающими вау-эффекта, были потрачены десятки лет и титанические усилия великих ученых!

Читайте другие статьи

Узнайте, как совместить удаленную работу с путешествиями и поездками по новым местам. Советы из нашей подборки помогут вам работать эффективно и одновременно наслаждаться новыми впечатлениями, интересными местами и достопримечательностями.
IT-сфера
1699
23 апр. 2024

Переписываясь с коллегами в мессенджерах, не стоит забывать, что по ту сторону экрана находятся живые люди, и общаться с ними нужно так же корректно, как и при личных встречах. Предлагаем вместе вспомнить базовые правила цифрового этикета!
IT-сфера
7146
20 июня 2023

В последние годы все больше и больше наблюдается тенденция, как народ яро стремится попасть в IT-сферу, и это вполне оправдано. Давайте рассмотрим самые очевидные плюсы работы в IT.
IT-сфера
21392
9 сент. 2019
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!