ypx
Как разработчику общаться с клиентами на фрилансе?
Занимаетесь Frontend-разработкой на фрилансе? Узнайте секреты успешного общения с клиентами, чтобы не упускать выгодные заказы и заработать хорошую деловую репутацию.
Веб-разработка
291
Если вы занимаетесь разработкой на фрилансе, то прямое взаимодействие с клиентами — обязательная часть вашей работы. В этой статье мы собрали несколько рекомендаций, которые помогут разработчикам-фрилансерам находить общий язык с клиентами и не терять прибыльные заказы.

Совет 1. Говорите с заказчиком на его языке


Сегодня услуги разработчиков на фрилансе часто нужны небольшим и средним компаниям и предпринимателям. Они заказывают сайты, интернет-магазины, приложения, онлайн-сервисы для записи на услуги, чтобы развивать свой бизнес.

Такие люди ничего не понимают в технологиях, и чтобы завоевать их доверие, не обрушивайте на них лавину из технических терминов и названий IT-технологий. Говорите с клиентами на их языке, без технического сленга.

Общайтесь, обсуждайте детали проекта, а не просто отправляйте клиенту форму технического задания. Он не поймет большую часть вопросов в ней и найдет другого специалиста, который поговорит с ним и подстроится под потребности его бизнеса.



Совет 2. Подготовьте собственный сайт


Многие разработчики, создающие коммерческие сайты на фрилансе, не используют этот инструмент для продвижения собственных услуг. А это тоже важный канал общения с заказчиками! Какие разделы обязательно должны быть на вашем веб-ресурсе:

  • Кейсы
    Покажите будущим клиентам, с какими проектами вы уже работали. Раскрывайте кейс через интересы целевой аудитории и понятные ей цифры (бюджет, время на реализацию, рост числа заявок или среднего чека, сокращение затрат и так далее)
  • Блог
    Блог для фрилансера — возможность показать свой профессионализм. Это отличный способ завоевать лояльность и доверие клиентов, сформировать образ эксперта
  • Лендинги для услуг
    Если вы разрабатываете корпоративные сайты, интернет-магазины, мобильные приложения, то сделайте лендинг для каждой из этих услуг. Либо можно сделать отдельные лендинги для IT-продуктов из разных отраслей (для банков, учебных центров, фитнес-индустрии, медицины). Так вы показываете заказчикам, свою способность разработать IT-решение специально для его бизнеса


Совет 3. Распределяйте клиентов по приоритету


Когда вам предлагают сразу несколько проектов, сложно решить, с кем начинать работу сразу, а какие заказы отложить на потом. Принимайте решение, исходя из 2 параметров: наличие у заказчика понимания, какой продукт ему нужен (или готовое техническое задание), и платежеспособность.

Выяснить платежеспособность помогут специальные анкеты или обсуждение схемы оплаты. Если клиент готов работать по предоплате, даже частичной, то все отлично. А если он ожесточенно торгуется за каждый рубль, требует скидок и рассрочку, даже если обратился за недорогой услугой, то это повод насторожиться.



В итоге у вас получится 4 группы клиентов.

  1. Заказчик знает, чего хочет, и у него есть деньги
    Это проекты с максимальным приоритетом, которыми стоит заняться в первую очередь
  2. У клиента есть деньги, но нет точного задания
    Это вторая по важности категория клиентов. Они могут примерно описать нужный результат, чтобы вы превратили их пожелания в IT-решение. В этом случае поможет MVP или «минимально жизнеспособный продукт» — решение с ограниченным набором опций за минимальную цену. Клиент сможет внедрить и проверить эффективность такого продукта и, окупив затраты, вернуться за глубокой доработкой
  3. Денег нет, но есть точное понимание задачи
    Берите такие проекты после заявок от клиентов из предыдущих категорий. Не отказывайтесь от них, ведь часто у заказчика нет средств прямо сейчас, но они скоро появятся, и вы сможете заключить договор
  4. У клиента нет средств и технического задания
    Часто это стартаперы, желающие узнать, сколько денег нужно на реализацию их идеи. Им можно рассчитывать примерную стоимость MVP, а в будущем изредка напоминать о себе в мессенджерах или через email-рассылку

Совет 4. Будьте на связи


Не стоит впадать в крайности и отвечать на звонки и сообщения клиентов посреди ночи. Но заказчик должен знать, как и когда он может обратиться к вам и получить ответы на свои вопросы. Он платит вам и имеет право знать, в каком состоянии его проект, какие работы выполнены, а что еще предстоит сделать.

Лучше всего перед запуском проекта сразу обсудить все способы связи и время, в которое вы на связи. И обязательно предупреждайте клиентов, когда вы не можете оперативно отвечать на их обращения из-за болезни, отпуска или переезда, например.




Заключение


Помните о том, что вы работаете на рынке с высокой конкуренцией, и у ваших услуг есть целевая аудитория. Учитесь понимать ее потребности, расставлять приоритеты и используйте умение создавать сайты для продвижения собственных услуг. Это поможет вам обзавестись кругом постоянных клиентов и получать заказы регулярно.
Понравилась статья? Сохраните её в своих соц. сетях!
обучайся с нами профессии
Frontend-разработчик
Подробнее о курсе
Читайте другие статьи
Как понять, вы еще джун или уже миддл-разработчик?
Разбираем требования к джуниорам и мидл-разработчикам и учимся определять собственный профессиональный уровень. А также составляем список скилов, которые нужно прокачать для перехода на более высокую позицию.
Веб-разработка
879
Непростые вопросы: JavaScript-собеседование
Если вы готовитесь к собеседованию на должность веб-разработчика, наша статья с подборкой сложных вопросов точно поможет вам в подготовке.
Веб-разработка
2033
Разница между «var», «let» и «const» в JavaScript
Появление операторов «let» и «const» — одно из важных новшеств ES6. Но чем эти операторы отличаются от уже знакомого всем разработчикам «var»? Наша статья поможет разобраться в этом вопросе.
Веб-разработка
8912
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Введите корректный e-mail
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!