
Как разработчику общаться с клиентами на фрилансе?
Занимаетесь Frontend-разработкой на фрилансе? Узнайте секреты успешного общения с клиентами, чтобы не упускать выгодные заказы и заработать хорошую деловую репутацию.
Веб-разработка
3249
22 нояб. 2022
Если вы занимаетесь разработкой на фрилансе, то прямое взаимодействие с клиентами — обязательная часть вашей работы. В этой статье мы собрали несколько рекомендаций, которые помогут разработчикам-фрилансерам находить общий язык с клиентами и не терять прибыльные заказы.
Сегодня услуги разработчиков на фрилансе часто нужны небольшим и средним компаниям и предпринимателям. Они заказывают сайты, интернет-магазины, приложения, онлайн-сервисы для записи на услуги, чтобы развивать свой бизнес.
Такие люди ничего не понимают в технологиях, и чтобы завоевать их доверие, не обрушивайте на них лавину из технических терминов и названий IT-технологий. Говорите с клиентами на их языке, без технического сленга.
Общайтесь, обсуждайте детали проекта, а не просто отправляйте клиенту форму технического задания. Он не поймет большую часть вопросов в ней и найдет другого специалиста, который поговорит с ним и подстроится под потребности его бизнеса.

Многие разработчики, создающие коммерческие сайты на фрилансе, не используют этот инструмент для продвижения собственных услуг. А это тоже важный канал общения с заказчиками! Какие разделы обязательно должны быть на вашем веб-ресурсе:
Когда вам предлагают сразу несколько проектов, сложно решить, с кем начинать работу сразу, а какие заказы отложить на потом. Принимайте решение, исходя из 2 параметров: наличие у заказчика понимания, какой продукт ему нужен (или готовое техническое задание), и платежеспособность.
Выяснить платежеспособность помогут специальные анкеты или обсуждение схемы оплаты. Если клиент готов работать по предоплате, даже частичной, то все отлично. А если он ожесточенно торгуется за каждый рубль, требует скидок и рассрочку, даже если обратился за недорогой услугой, то это повод насторожиться.

В итоге у вас получится 4 группы клиентов.
Не стоит впадать в крайности и отвечать на звонки и сообщения клиентов посреди ночи. Но заказчик должен знать, как и когда он может обратиться к вам и получить ответы на свои вопросы. Он платит вам и имеет право знать, в каком состоянии его проект, какие работы выполнены, а что еще предстоит сделать.
Лучше всего перед запуском проекта сразу обсудить все способы связи и время, в которое вы на связи. И обязательно предупреждайте клиентов, когда вы не можете оперативно отвечать на их обращения из-за болезни, отпуска или переезда, например.

Помните о том, что вы работаете на рынке с высокой конкуренцией, и у ваших услуг есть целевая аудитория. Учитесь понимать ее потребности, расставлять приоритеты и используйте умение создавать сайты для продвижения собственных услуг. Это поможет вам обзавестись кругом постоянных клиентов и получать заказы регулярно.
Совет 1. Говорите с заказчиком на его языке
Сегодня услуги разработчиков на фрилансе часто нужны небольшим и средним компаниям и предпринимателям. Они заказывают сайты, интернет-магазины, приложения, онлайн-сервисы для записи на услуги, чтобы развивать свой бизнес.
Такие люди ничего не понимают в технологиях, и чтобы завоевать их доверие, не обрушивайте на них лавину из технических терминов и названий IT-технологий. Говорите с клиентами на их языке, без технического сленга.
Общайтесь, обсуждайте детали проекта, а не просто отправляйте клиенту форму технического задания. Он не поймет большую часть вопросов в ней и найдет другого специалиста, который поговорит с ним и подстроится под потребности его бизнеса.

Совет 2. Подготовьте собственный сайт
Многие разработчики, создающие коммерческие сайты на фрилансе, не используют этот инструмент для продвижения собственных услуг. А это тоже важный канал общения с заказчиками! Какие разделы обязательно должны быть на вашем веб-ресурсе:
- Кейсы
Покажите будущим клиентам, с какими проектами вы уже работали. Раскрывайте кейс через интересы целевой аудитории и понятные ей цифры (бюджет, время на реализацию, рост числа заявок или среднего чека, сокращение затрат и так далее) - Блог
Блог для фрилансера — возможность показать свой профессионализм. Это отличный способ завоевать лояльность и доверие клиентов, сформировать образ эксперта - Лендинги для услуг
Если вы разрабатываете корпоративные сайты, интернет-магазины, мобильные приложения, то сделайте лендинг для каждой из этих услуг. Либо можно сделать отдельные лендинги для IT-продуктов из разных отраслей (для банков, учебных центров, фитнес-индустрии, медицины). Так вы показываете заказчикам, свою способность разработать IT-решение специально для его бизнеса
Совет 3. Распределяйте клиентов по приоритету
Когда вам предлагают сразу несколько проектов, сложно решить, с кем начинать работу сразу, а какие заказы отложить на потом. Принимайте решение, исходя из 2 параметров: наличие у заказчика понимания, какой продукт ему нужен (или готовое техническое задание), и платежеспособность.
Выяснить платежеспособность помогут специальные анкеты или обсуждение схемы оплаты. Если клиент готов работать по предоплате, даже частичной, то все отлично. А если он ожесточенно торгуется за каждый рубль, требует скидок и рассрочку, даже если обратился за недорогой услугой, то это повод насторожиться.

В итоге у вас получится 4 группы клиентов.
- Заказчик знает, чего хочет, и у него есть деньги
Это проекты с максимальным приоритетом, которыми стоит заняться в первую очередь - У клиента есть деньги, но нет точного задания
Это вторая по важности категория клиентов. Они могут примерно описать нужный результат, чтобы вы превратили их пожелания в IT-решение. В этом случае поможет MVP или «минимально жизнеспособный продукт» — решение с ограниченным набором опций за минимальную цену. Клиент сможет внедрить и проверить эффективность такого продукта и, окупив затраты, вернуться за глубокой доработкой - Денег нет, но есть точное понимание задачи
Берите такие проекты после заявок от клиентов из предыдущих категорий. Не отказывайтесь от них, ведь часто у заказчика нет средств прямо сейчас, но они скоро появятся, и вы сможете заключить договор - У клиента нет средств и технического задания
Часто это стартаперы, желающие узнать, сколько денег нужно на реализацию их идеи. Им можно рассчитывать примерную стоимость MVP, а в будущем изредка напоминать о себе в мессенджерах или через email-рассылку
Совет 4. Будьте на связи
Не стоит впадать в крайности и отвечать на звонки и сообщения клиентов посреди ночи. Но заказчик должен знать, как и когда он может обратиться к вам и получить ответы на свои вопросы. Он платит вам и имеет право знать, в каком состоянии его проект, какие работы выполнены, а что еще предстоит сделать.
Лучше всего перед запуском проекта сразу обсудить все способы связи и время, в которое вы на связи. И обязательно предупреждайте клиентов, когда вы не можете оперативно отвечать на их обращения из-за болезни, отпуска или переезда, например.

Заключение
Помните о том, что вы работаете на рынке с высокой конкуренцией, и у ваших услуг есть целевая аудитория. Учитесь понимать ее потребности, расставлять приоритеты и используйте умение создавать сайты для продвижения собственных услуг. Это поможет вам обзавестись кругом постоянных клиентов и получать заказы регулярно.

Читайте другие статьи

Популярность языка программирования TypeScript в последние годы активно растет. Уже сейчас он занимает 7-е место в рейтинге языков программирования RedMonk наряду с С++. Закономерно все больше разработчиков хотят освоить TypeScript, но с чего начинать?
Веб-разработка
5273
23 мая 2023

Что отличает великих разработчиков от тех, кто не так хорош в этом деле? Почему одни попадают в самые крутые компании и имеют огромную ценность, а другие не способны пройти дальше телефонного собеседования?
Веб-разработка
7076
29 июля 2020

Из этой статьи вы узнаете, кто это такие эти разработчики, чем каждый из них занимается и чем их задачи отличаются.
Веб-разработка
24354
5 дек. 2019
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!