Top.Mail.Ru
ypx
INTENSIVE
Попробуй себя в UX/UI-дизайне UX/UI-дизайн бесплатно
7 дней
5 проектов в портфолио
проверка дз
banner-circle
INTENSIVE
Попробуй себя во Frontend разработке Frontend бесплатно
7 дней
1 полноценный проект
проверка дз
banner-circle
9 правил деловой переписки
Нужно написать предложение о сотрудничестве блогеру, компании или потенциальному заказчику? Тогда проверьте, придерживаетесь ли вы правил деловой переписки.
Фриланс
2831

№1. Начните с представления и своего позиционирования


Поздоровайтесь. Например, начните письмо с таких слов:

  1. Доброе утро, (имя)!
  2. Добрый день, (имя)!
  3. Добрый вечер, (имя)!
  4. Здравствуйте, (имя)!
  5. Привет, (имя) — если вы до этого общались с человеком по нерабочим вопросам и уже перешли на ты.

Да, имя получателя важно указать, так как многие любят, когда к ним обращаются лично.

Но никогда (никогда!) не начинайте свое письмо с фразы «Доброго времени суток». Если пишите ночью и не знаете, какое приветствие выбрать, используйте «Добрый день» или «Здравствуйте».


№2. Проследите, чтобы ваши письма имели структуру


Это важно для упрощения восприятия информации. А еще повышает шансы получить ответ.

Идеальная структура сообщения:

  1. Приветствие. Вы здороваетесь и в 1-2 предложениях рассказываете о себе.
  2. Цель письма. Описываете, по какой причине решили обратиться к человеку и что от него хотите.
  3. Детали. Вы детально описываете свое предложение, наводите аргументы. Если таких деталей несколько, то на каждую выделяем по 1 абзацу, чтобы не превращать этот структурный элемент в полотнище текста.
  4. Призыв к действию.
  5. Подпись. В ней должны быть ваши контакты (идеально — ссылка на рабочую страницу в соцсетях, номер телефона).


№3. Все ссылки пытайтесь «вшить» в текст


Это касается не только email-переписки. В некоторых мессенджерах (например, в телеграме) также можно делать гиперссылки. Это выглядит лучше и уменьшает объемы письма.


№4. Не используйте канцеляризмы


Канцеляризмы — это табу, если только вы отправляете письмо не в государственное учреждение. Они делают текст сложным, непонятным и совсем не вызывают желания не то, что отписать, но и вникнуть в суть, дочитать.

Что относится к канцеляризмам:

  • штампы (важно подчеркнуть, следует обозначить);
  • пассивные конструкции (нами было реализовано);
  • замена глаголов на существительные (использованы такие методы повышения активности).

Лучше использовать активный залог (мы реализовали, я сделала), глаголы, а не существительные (мы смогли увеличить активность …) и делать короткие, емкие предложения.

№5. Не предлагайте в одном письме сразу много всего


Как мы говорили в пункте №2, у каждого письма должна быть цель. Одна. Вы можете предложить несколько форматов для сотрудничества — и это будет письмо с единой целью. Но просить взять вас на курс, стажировку, дать работу, помочь каким-то советом — это плохая идея. В лучшем случае вам ответят на один из вопросов, в худшем — не захотят разбираться, что конкретно вам нужно, и просто проигнорируют.


№6. Проверяйте сообщения на наличие или отсутствие ошибок


Да, ошибаться может каждый. Это нормально. Но когда в письме куча опечаток — это плохо.

Вот что советуем проверять (если вы общаетесь на русском):

  • не забыли ли вы заменить дефисы на тире там, где это нужно;
  • правильно ли расставлены запятые, другие знаки пунктуации;
  • нет ли проблем с «тся», «ться»;
  • правильные ли кавычки используете (обычно нужны «», а не “”);
  • верно ли указано имя собеседника (чтобы Маша не получила сообщение, адресованное Кате);
  • даты и названия файлов внутри письма;
  • везде ли закрыты скобки.



№7. Не используйте раздражители


ТОП вещей, которые бесят в переписке:

  1. Фамильярность. Вот эти все «Олечка, привет:))))», «Привет, моя будущий самый любимый и прекрасный заказчик». Поверьте, это жутко раздражает и точно не делает человека более лояльным. В этом вопросе лучше быть сдержанным.
  2. CAPS LOCK. Если ведете переписку через почту, никогда (вообще!) не пишите в теме «СРОЧНО!», «ЭТО ВАЖНО И СРОЧНО!!!!!». Так вы обречены на игнор. Просто забудьте о CAPS LOCK и все.
  3. Все предложения начинаются со строчной буквы. У собеседника создается впечатление, что его не уважают, а вы — явно ленивый и не компетентный человек. Поэтому все предложения начинаем с заглавной буквы.
  4. Псевдовежливость и токсичность. Это драматизм, претензии вместо предложений, необоснованная критика. И фразы «Прошу срочно сделать», «Заранее благодарю тебя за помощь». Не надо так.


№8. Не манипулируйте


Манипуляции часто заставляют собеседника думать, что он идиот или очень наивный человек. А никто не хочет себя чувствовать ни идиотом, ни наивным дураком.

Для этого избегайте таких фраз:

  1. Помните, вы мне обещали…?
  2. Надеюсь на позитивный ответ!
  3. Вы же обещали!!!
  4. Заранее благодарен.
  5. Вы же сделаете это завтра, да?
  6. Там же дел на 5 минут. Сделаете побыстрее, хорошо?


№9. Не забывайте о призыве к действию


Сегодня человек за день просматривает столько разной информации и столько писем, что без какого-либо призыва он просто забывает ответить. Когда в конце сообщения есть конкретный и понятный вопрос, это сделать сложнее.

О чем можно спрашивать:

  1. Как вам такая идея?
  2. Как вам такой формат сотрудничества?
  3. Если вам все подходит, сможем назначить встречу/созвон?
  4. Вы не против сотрудничества?
  5. Напишите мне, если вам интересно, и обсудим детали.


Еще пару советов


  1. Помните, что любая переписка может стать публичной. И прежде чем сделать ее такой, вас вряд ли кто-то спросит разрешения. Поэтому ведите себя прилично, не хамите и думайте, о чем пишите.
  2. Если вы пишите email-письмо, к которому надо прикрепить файлы, то начните с файлов. Перед этим посмотрите, чтобы их общий объем был до 25 мб (иначе придется добавлять на Диск), а названия — понятными и грамотными. И уже после садитесь составлять текст письма.
  3. Не терроризируйте человека потоком сообщений. Причины молчаний могут быть разными (болезнь, отпуск, командировка, попадание писем в «спам», слишком большой поток сообщений). Один раз (где-то через неделю) можно уточнить, получил ли собеседник email. Если все равно нет ответа — значит человеку просто не интересно, не актуально то, что вы предлагаете. И это нормально.

А еще пишите с позиции win-win и с душой! Тогда вам точно захотят ответить:)

Понравилась статья? Сохраните её в своих соц. сетях!
обучайся с нами профессии
Frontend-разработчик
Подробнее о курсе
Читайте другие статьи
7 способов вернуть силы и энергию после долгой зимы
Узнайте, как начать весну активно и бодро. Бережно помогаем организму выйти из «зимней спячки» и зарядиться энергией после длительных холодов проверенными и действенными способами.
Фриланс
627
6 сайтов для повышения ежедневной продуктивности
Хотите проводить время в сети с пользой? Наша подборка из шести полезных, но малоизвестных сайтов увеличит вашу продуктивность, поможет успевать больше в течение дня и всегда быть на шаг впереди!
Фриланс
1674
Ошибки, из-за которых фрилансеры не получают и теряют клиентов
Можно быть отличным исполнителем, экспертом, но не очень хорошим менеджером. А это мешает некоторым фрилансерам развиваться, повышать доход. В материале подробнее разбираем такие ошибки и рассказываем, как их решить.
Фриланс
2768
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Введите корректный e-mail
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!