ypx fbpx
К списку статей
Фриланс
6 ситуаций, когда стоит отказаться от проекта
Типичная ошибка новичков на фрилансе — брать все заказы подряд, даже особо не вчитываясь в ТЗ. Но иногда это приносит больше проблем, чем денег и опыта. Поэтому рассмотрим 6 ситуаций, когда от проекта лучше отказаться.

На фрилансе не сразу удается самому выбирать проекты, тем более перебирать и оставлять только самые крутые и высокобюджетные. В начале карьеры часто попадаются странные заказы или такие, которые на первый взгляд вполне нормальные, но в процессе оказывается, что они по каким-то причинам вам не нравятся. И лучше заранее знать, как распознать такие проекты, чтобы предотвратить неприятности, о чем и поговорим в материале.


№1. Клиент торгуется, пытается уменьшить стоимость проекта


Такое часто случается с новичками. Их труд просто обесценивают и считают это нормальным.

Аргументы заказчик наводит разные:

  • нет нужной суммы денег, но задачу нужно срочно выполнить;
  • вы же новичок и не должны устанавливать такие цены на свои услуги;
  • задача очень простая и столько не стоит.


Что делать?


Сначала нужно кратко обсудить, что именно нужно клиенту, какой результат хочет получить и какой у него бюджет.

Дальше 2 варианта действий:

  1. Бюджет ниже среднего (лично для вас), но вы готовы взять этот проект при условии немного уменьшить объем задач. Тогда стоит это обсудить с клиентом. Если ему такое подходит, приступаете к проекту. Если нет — отказываетесь.
  2. Сразу отказываетесь, так как ваша работа стоит дороже. Можете посоветовать кого-то из знакомых (тех, кто работает с таким бюджетом).


№2. Проект ведет проджект-менеджер, который никогда ничего не знает или считает себя экспертом во всем


На русскоязычном рынке такое встречается реже, но среди американцев частая ситуация, когда заказчиками выступают проектные менеджеры. Иногда они абсолютно независимые, быстро принимают решения и самостоятельно распоряжаются бюджетом. Тогда особых проблем может и не быть.

Но бывают и другие случаи — когда менеджеры очень зависят от руководителей выше. Тогда это грозит тем, что будут:

  • задержки в коммуникации, ведь каждый шаг нужно утверждать с руководителем выше;
  • некомпетентные комментарии в стиле “надо немного поиграть с цветом” или другие проявления чувства прекрасного у менеджера;
  • фразы в духе “а вот я на форуме прочитал, что сейчас в тренде синий, так почему вы делаете сайт в зеленых тонах?”.


Что делать?


Важно сразу расставить рабочие границы и обсудить условия работы. И обязательно попросить заполнить бриф и объяснить, что вы работаете по нему и правки также принимаете в рамках этого документа.

Если же вы видите, что проект не интересный или вас уже отталкивает человек, отказывайтесь от сотрудничества.

№3. Проект не вашего профиля


Клиенты не всегда разбираются в направлениях работы и нишах фрилансеров. Даже если вы об этом подробно распишите в резюме, описании услуг, все равно будут приходить нерелевантные запросы. Например, веб-дизайнеру могут написать с предложением сделать логотип, а копирайтеру — сделать перевод статьи.

Что делать?


Лучше не браться за все задачи подряд, так как обычно результат будет плохим. В итоге заказчик уйдет, может оставить плохой отзыв (и здесь реально виноваты будете вы, так как взяли на себя обязательства и ответственность) и испортить вам репутацию.

Единственное правильное решение — отказаться. Объяснить, что это не в рамках ваших компетенций, но к вам можно обращаться по таким-то запросам (перечислить). И если есть кого посоветовать на роль исполнителя проекта, посоветуйте.

№4. Вы очень загружены


Одна из самых неприятных ситуаций — когда проект очень крутой и интересный, но у вас уже столько заказов, что нет на него ресурсов.

Что делать?


Есть 3 варианта:

  1. Вы все-таки берете очередной крутой проект. Но жертвуете отдыхом, сном, чтобы все успеть. Частая практика у фрилансеров, но не советуем делать так постоянно. Только если проект реально очень-очень крутой.
  2. Вы берете проект, но просите сдвинуть его по срокам. Есть заказчики, которым подходит такой вариант (обычно, если сроки будут сдвинуты не больше, чем на 2-3 недели).
  3. Вы просто отказываетесь.


№5. Вы не знаете, как решить некоторые задачи по проекту


Бывает, что вроде и проект в рамках вашего профиля, и вы уже имеете достаточно опыта, но некоторые задачи выполнить не под силу. Например, не можете сделать иконки для сайта с нуля, а нужны именно такие.

Что делать?


Возможны 3 варианта выхода из ситуации:

  1. Вы соглашаетесь на выполнение проекта, но предлагаете альтернативные решения там, где вы не сможете сделать все по ТЗ. Если заказчик одобряет предложения, берете заказ.
  2. Вы соглашаетесь на выполнение проекта. А задачи, которые выполнить не можете, передаете кому-то другому как посредник. Но здесь важно иметь таких специалистов среди знакомых и быть уверенным в качестве их работы. Иначе в случае чего пострадает ваша репутация.
  3. Вы отказываетесь, так как не можете предложить ничего качественного.


№6. Вам не нравится бизнес клиента: его продукция или услуги, условия работы


Например, вы против азартных игр и сервисов, предлагающих заработать “быстрые” деньги. А тут к вам обращаются с заказом сделать веб-сайт очередной букмекерской конторы или онлайн казино. И здесь начинаются терзания: вроде и платят много, но если взяться за такой проект, вы нарушите свои личные принципы.

Что делать?


Увы, здесь лишь одно верное решение — отказаться.

Потому что если возьметесь за проект, который не нравится, то будет мучить совесть. Повысится уровень тревожности, появиться ощущение, будто вы себя предали. А это провоцирует саботаж, прокрастинацию.

В итоге вы в лучшем случае сделаете такой себе по качеству проект, не получив удовольствия. В худшем — откажетесь от него на середине пути, а из-за этого сорвете сроки клиенту, подорвете репутацию как безответственный специалист.


Прежде чем соглашаться на проект, внимательно изучите исходные данные. И не бойтесь отказываться! Иногда это лучшее решение.


Если статья была для Вас полезной — можете отблагодарить нас своим лайком, это важно для нашей команды! Мы хотим понимать, что действительно интересно для Вас, и работать над контентом. Спасибо!
Подпишитесь на рассылку полезных материалов от Айтилогии
Разрешите нам делиться с вами полезными материалами, новыми вебинарами и скидками на курсы