
Тестовое задание: делать или не делать?
Тестовое задание — нормальная практика как на фрилансе, так и при прохождении отбора в штат компании. Но бывает, что от него лучше отказаться. В материале разбираемся, в каких ситуациях тестовое можно делать, а когда — не стоит.
Фриланс
5566
31 июля 2020
В тестовых задания нет ничего плохого. Заказчик имеет право попросить его выполнить, а вы, как фрилансер, имеете право отказаться. Понять можно обе стороны, ведь мошенники есть и среди клиентов, и среди исполнителей, и каждый хочет убедиться в ответственности, адекватности друг друга. Но как понять, когда тестовое делать, а когда — не стоит? Давайте разберемся на конкретных примерах.
Зачем вообще просят выполнить тестовое задание?
Для заказчика или работодателя тестовое задание — возможность оценить:
- есть ли у потенциального исполнителя те навыки и знания, которые он ищет в специалисте;
- темп работы;
- умение соблюдать сроки;
- умение слышать и работать по ТЗ;
- направление мыслей человека, его подход к работе.
Для фрилансера это возможность оценить серьезность намерений заказчика (об этом говорит даже описание тестового), понять, готов ли он работать с такими же задачами в ближайшее время.
То есть тестовое — это не только прихоть потенциального клиента, но и важный рабочий нюанс для исполнителя.
Как быть, если тестовое просит сделать компания?
В компании можно работать как штатный сотрудник, имея занятость 5 дней в неделю и определенный рабочий график. А можно как фрилансер, которого вовлекают в рабочие процессы не каждый день, а по необходимости. Но в обоих случаях часто при отборе просят выполнить тестовое задание.
Ситуации, когда на тестовое можно соглашаться
- Если о нем компания предупреждает еще в описании вакансии. Так как она настроена на долгосрочную работу (от полугода-года), кандидатов много и, чтобы сделать правильный выбор, ей нужно посмотреть, как человек работает на практике.
- Если тестовое задание одно и одинаковое для всех. Идеально, если оно будет указано сразу в описании вакансии.
- Если вы очень-очень хотите получить работу именно в этой компании и у нее сформирована хорошая репутация как работодателя.
- Если тестовое — это небольшой объем работы, на который нужно потратить не более 5 часов.
- Если компания согласна оплатить тестовое. Среди креативных специалистов не очень популярная практика, но среди разработчиков — вполне. Последним в среднем платят по тарифу 15-25$/час.
Ситуации, когда на тестовое не стоит соглашаться
- Если компания просит сделать несколько тестовых на разных этапах отбора. Это уже указывает на слабый менеджмент в организации и неуважительное отношение к персоналу.
- Есть просьба выполнить тестовое как можно скорее. Нормальные организации выделяют на это 5-7 дней.
- Тестовое никак не связано с задачами, с которыми вам нужно будет работать. Например, вас нанимают, чтобы делать картинки для постов в Istagram, а в задании просят нарисовать рекламный баннер на сайт.
- Если о компании ничего неизвестно. Нет ни нормального сайта, ни страниц в соцсетях, ни отзывов на тематических сайтах и форумах. Еще хуже, когда ее название тщательно скрывают.
Как быть, если тестовое просит сделать заказчик для одноразового проекта?
Если коротко — это не совсем нормальная ситуация в принципе. Часто это говорит о несерьезности заказчика и отсутствии уважения к исполнителю. Адекватные клиенты ценят свое время и не собираются его тратить на длительный отбор специалиста для выполнения разового заказа. Но бывает всякое:)
Ситуации, когда на тестовое можно соглашаться
- Клиент готов его оплатить. В таком случае тестовые могут отличаться и быть разными для разных исполнителей.
- У вас пока нет портфолио или работы в нем еще не описывают весь ваш опыт. Но хорошо подумайте, готов ли вы к тому, что тестовое могут не оплатить, а вы потратите много времени на его выполнение.
Ситуации, когда на тестовое не стоит соглашаться
- Если нужно разово выполнить небольшой объем работы. Да, все фрилансеры стремятся к долгосрочному сотрудничеству с клиентами, но это не всегда возможно. И если это простая задача на пару часов, для выбора специалиста вполне хватит анализа его портфолио.
- Если нужно выполнить разовый заказ. Даже большой. Например, сделать дизайн интернет-магазина. Задача объемная, может занять от недели до месяца и больше. Но тестовое здесь вряд ли поможет. Грамотный заказчик знает, что нужно искать того, кто уже занимался дизайном интернет-магазинов и имеет такие работы в портфолио. Либо человека, который работает в стиле, который нравится клиенту. Чтобы вся работа не пошла насмарку, специалист присылает часть выполненной работы (уже оплаченной!) на проверку, вносит правки и дальше спокойно дорабатывает остальное. И такой порядок работы обговаривается сразу, еще до начала выполнения заказа.
- Если заказчик всем исполнителям присылает разное тестовое и не хочет его оплачивать. В таком случае он не указывает его в своем сообщении о поиске специалиста. Его цель — бесплатно получить определенный объем работы. Проверить намерения заказчика можно, написав ему с разных аккаунтов. Если тестовые разные — лучше отказаться.
- Если тестовое объемное. Например, вас просят задизайнить или сверстать лендинг. Это не тестовое, а полноценная работа, которая должна быть оплачена. Да, иногда заказчики не умеют нормально оценивать объемы работы (особенно новички). В таком случае им лучше об этом сообщить, предложить альтернативу (например, задизайнить только первый блок лендинга) и, если человек согласится, только тогда задуматься над выполнением задания.
Не попасть на мошенников часто помогает коммуникация. Не бойтесь задавать уточняющие вопросы как о компании (если хотите устроиться в штат), так и о тестовом. Нормальный заказчик понимает, что задание — это вложение ресурсов со стороны исполнителя и готов к коммуникации, помощи. А если не готов, то такой клиент вам не нужен:)
Поэтому не хватайтесь за все тестовые подряд, устанавливайте важные для себя границы, исследуйте информацию о клиенте и беритесь только за те проекты, которые вам реально нравятся.

Читайте другие статьи

Желающим найти работу или заниматься фрилансом нужно уметь не только привлекать внимание потенциальных клиентов и работодателей, но и отказываться от неподходящих и неинтересных предложений. Узнайте, как корректно отклонить оффер или заказ на фрилансе.
Фриланс
5769
2 апр. 2024

О системе, которая помогает любому бизнесу с организацией, эффективностью, управлением временем и регулированием взаимоотношений с клиентами.
Фриланс
4113
27 апр. 2021

Советы для всех, кто работает с клиентами. Как защитить себя от шантажа, негатива и несправедливости?
Фриланс
3983
23 февр. 2021
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!