
Памятка разработчика: 5 принципов успешного интерфейса
Каких принципов необходимо придерживаться Frontend-разработчикам при программировании пользовательских интерфейсов? Узнайте, каким должен быть интерфейс готового IT-продукта, чтобы завоевать любовь пользователей и эффективно решать задачи бизнеса.
Веб-разработка
2907
28 нояб. 2023
Каждый раз, открывая в браузере любой веб-сайт или запуская приложение на своем компьютере или смартфоне, мы видим на экране его пользовательский интерфейс (UI). Это видимая часть любого программного продукта, от которой во многом зависит его успех на рынке.
Качественным можно назвать интерфейс, если пользователь, увидевший его впервые, может быстро сориентироваться в новом окружении и выполнить необходимые действия. К примеру, прочитать свежую статью любимого блогера, найти нужный товар или обратиться за консультацией.
На первый взгляд кажется, что за качество интерфейса отвечает UX/UI-дизайнер, а Frontend-разработчик лишь переводит в код (программирует) готовый дизайн-макет. Но от того, как Frontend-разработчик запрограммирует интерфейс, зависит:
Знание принципов создания успешного интерфейса для Frontend-разработчика так же важно, как и для UX/UI-дизайнера. Рассмотрим важнейшие из них.

Принцип естественности подразумевает, что у человека не должно возникать трудностей с поиском и использованием элементов интерфейса. Впервые попадая в онлайн-магазин, пользователь не должен тратить время, чтобы разобраться, где здесь каталог, а где подборка акционных товаров. Основные разделы и возможности ресурса должны быть видны с первых секунд.
Все важнейшие элементы UI должны быть хорошо заметны, иметь четкие подписи или визуальные обозначения. Мы не задумываемся, что означает значок в виде корзинки или тележки для покупок. Мы просто знаем, что это раздел «Корзина», где можно оформить заказ.
Суть этого принципа в том, что одинаковые элементы UI на всех страницах сайта или на всех экранах приложения должны выполнять одинаковые действия. Это экономит силы и время пользователя, позволяя ему сконцентрироваться на решении важных для него задач, а не выяснять, почему одна и та же на вид кнопка, расположенная на разных страницах, срабатывает по-разному. К примеру, если на главной странице кнопка «Узнать цену» ведет на страницу определенного товара, а в разделе «Каталог» эта же кнопка (в карточке того же товара) открывает всплывающее окно с формой обратной связи, это пример несогласованности интерфейса.

У каждого пользовательского действия на сайте или в приложении в идеале должно быть подтверждение, обратная связь. Оформить такие подтверждения разработчик может по-разному:
Пользователи осваивают любой интерфейс методом проб и ошибок. Даже если вы сделали UI своего IT-решения суперинтуитивным и понятным, каждый может случайно нажать не ту клавишу или допустить опечатку. Учтите это и всегда давайте пользователю «второй шанс», позволяя отменить или исправить совершенное действие. Например, с помощью кнопки «Отмена», «Назад», «Вернуться к предыдущему шагу».
Еще лучше, если система сама заранее предупреждает пользователя о возможных проблемах и ошибках с помощью:

Чем больше усилий нужно приложить для достижения цели, чем больше данных потребуется ввести, тем меньше вероятность того, что пользователь вашего IT-продукта дойдет до конца пути. Поэтому форма регистрации и запроса обратного звонка или процесс оформления заявки должны быть предельно простыми и краткими. На первых этапах запрашивайте минимум необходимой информации, дополнительные сведения можно выяснить позже, когда новый пользователь станет постоянным и лояльным посетителем вашего ресурса.
Соблюдая все принципы, описанные в этой статье, каждый начинающий и опытный Frontend-разработчик сможет создавать успешные IT-продукты, удобные для пользователей и эффективные для бизнеса.
Качественным можно назвать интерфейс, если пользователь, увидевший его впервые, может быстро сориентироваться в новом окружении и выполнить необходимые действия. К примеру, прочитать свежую статью любимого блогера, найти нужный товар или обратиться за консультацией.
На первый взгляд кажется, что за качество интерфейса отвечает UX/UI-дизайнер, а Frontend-разработчик лишь переводит в код (программирует) готовый дизайн-макет. Но от того, как Frontend-разработчик запрограммирует интерфейс, зависит:
- Правильность отображения веб-ресурса на разных устройствах
- Корректная работа всех элементов UI (кнопки, формы, ссылки, иконки, онлайн-чат)
- Скорость загрузки веб-ресурса. Современные пользователи не будут ждать загрузки каждой страницы по несколько минут, они уйдут к конкурентам
- Показатели конверсии и достижение бизнес-целей проекта
Знание принципов создания успешного интерфейса для Frontend-разработчика так же важно, как и для UX/UI-дизайнера. Рассмотрим важнейшие из них.

Принцип 1. Естественность
Принцип естественности подразумевает, что у человека не должно возникать трудностей с поиском и использованием элементов интерфейса. Впервые попадая в онлайн-магазин, пользователь не должен тратить время, чтобы разобраться, где здесь каталог, а где подборка акционных товаров. Основные разделы и возможности ресурса должны быть видны с первых секунд.
Все важнейшие элементы UI должны быть хорошо заметны, иметь четкие подписи или визуальные обозначения. Мы не задумываемся, что означает значок в виде корзинки или тележки для покупок. Мы просто знаем, что это раздел «Корзина», где можно оформить заказ.
Принцип 2. Согласованность или непротиворечивость
Суть этого принципа в том, что одинаковые элементы UI на всех страницах сайта или на всех экранах приложения должны выполнять одинаковые действия. Это экономит силы и время пользователя, позволяя ему сконцентрироваться на решении важных для него задач, а не выяснять, почему одна и та же на вид кнопка, расположенная на разных страницах, срабатывает по-разному. К примеру, если на главной странице кнопка «Узнать цену» ведет на страницу определенного товара, а в разделе «Каталог» эта же кнопка (в карточке того же товара) открывает всплывающее окно с формой обратной связи, это пример несогласованности интерфейса.

Принцип 3. Наличие обратной связи
У каждого пользовательского действия на сайте или в приложении в идеале должно быть подтверждение, обратная связь. Оформить такие подтверждения разработчик может по-разному:
- кнопка меняет цвет после наведения курсора или нажатия на нее
- в отмеченных чек-боксах появляются галочки или другие символы
- правильно заполненное поле подсвечивается зеленым, в случае неверного заполнения появляется уведомление и красная подсветка
- двигается цветная полоса прогресс-бара во время загрузки
- если что-то пошло не так, появляется сообщение об ошибке
Принцип 4. Возможность отменить любое действие
Пользователи осваивают любой интерфейс методом проб и ошибок. Даже если вы сделали UI своего IT-решения суперинтуитивным и понятным, каждый может случайно нажать не ту клавишу или допустить опечатку. Учтите это и всегда давайте пользователю «второй шанс», позволяя отменить или исправить совершенное действие. Например, с помощью кнопки «Отмена», «Назад», «Вернуться к предыдущему шагу».
Еще лучше, если система сама заранее предупреждает пользователя о возможных проблемах и ошибках с помощью:
- Подсказок и пояснений. Когда внутри или около текстового поля кратко описано, какие данные и в каком формате требуется сюда ввести
- Предупреждений о возможных последствиях действий пользователя
- Запросов на подтверждение наиболее значимых действий (подтвердить заказ, оплату или отправку заявки на консультацию, например)

Принцип 5. Запрашивайте минимум информации
Чем больше усилий нужно приложить для достижения цели, чем больше данных потребуется ввести, тем меньше вероятность того, что пользователь вашего IT-продукта дойдет до конца пути. Поэтому форма регистрации и запроса обратного звонка или процесс оформления заявки должны быть предельно простыми и краткими. На первых этапах запрашивайте минимум необходимой информации, дополнительные сведения можно выяснить позже, когда новый пользователь станет постоянным и лояльным посетителем вашего ресурса.
Заключение
Соблюдая все принципы, описанные в этой статье, каждый начинающий и опытный Frontend-разработчик сможет создавать успешные IT-продукты, удобные для пользователей и эффективные для бизнеса.

Читайте другие статьи

Frontend-разработка – перспективное IT-направление со множеством возможностей для профессионального развития и построения успешной карьеры. Но почему не все Frontend-разработчики успешно продвигаются по карьерной лестнице, какие ошибки они допускают?
Веб-разработка
3018
30 июля 2024

Хороший веб-разработчик силен в написании и редактировании кода и обладает еще дюжиной важных скилов. Но что отличает умного разработчика от мудрого, с которым хотят работать ведущие IT-компании и заказчики на фрилансе?
Веб-разработка
2513
28 февр. 2023

О процессе, позволяющем сделать код более эффективным и удобным в обслуживании, улучшить его читаемость, значительно упростить контроль качества и отладки, а также предотвратить появление ошибок в будущем.
Веб-разработка
6027
10 нояб. 2020
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!