Top.Mail.Ru
ypx
INTENSIVE
Попробуй себя в UX/UI-дизайне UX/UI-дизайн бесплатно
7 дней
5 проектов в портфолио
проверка дз
banner-circle
INTENSIVE
Попробуй себя во Frontend разработке Frontend бесплатно
7 дней
1 полноценный проект
проверка дз
banner-circle
Как фрилансеру составить удобный бриф для заказчиков
Узнайте, почему брифование — ключевой этап работы фрилансера, и каковы его преимущества для заказчика и исполнителя. Разбираемся как составить понятный и подробный бриф, начиная работать с любым проектом на фрилансе.
Фриланс
1510
Вы нашли интересный заказ на фрилансе, обсудили проект, выполнили работу, но клиент остался недоволен, потому что «имел в виду совсем другое»? Не попасть в такую досадную ситуацию поможет грамотно составленный и заполненный бриф.

В чем польза брифа для фрилансеров и заказчиков?


Бриф представляет собой список вопросов для клиента, на которые надо ответить до начала работы. Как правило, он содержит вопросы о сути будущего продукта и его целевой аудитории, проблемах, которые нужно решить, основных конкурентах, бюджете и пожеланиях заказчика. Такая информация помогает фрилансеру лучше понять потребности заказчика, суть его бизнеса, цели и задачи проекта и выдать необходимый результат.

Плюсы брифа для фрилансера очевидны, он позволяет:

  1. Лучше познакомиться с заказчиком, показать свою экспертность и закрыть частые возражения до начала сотрудничества
  2. Точно понять потребности заказчика и выполнить работу максимально качественно
  3. Сэкономить время на поиск и уточнение информации
  4. Защитить себя от конфликтных ситуаций



Заказчику бриф помогает:

  1. Сэкономить время и силы. Достаточно один раз заполнить бриф и больше не отвлекаться на уточнение деталей
  2. Взглянуть на проект по-новому и найти свежие идеи, обдумывая ответы на вопросы брифа
  3. Получить максимально качественный результат от сотрудничества с фрилансером
  4. Сэкономить деньги и ускорить запуск проекта в работу

Какие вопросы включать в бриф?


Во многом это зависит от вашей специализации. Если веб-разработчику нужно знать, на каком языке программирования и в каком фреймворке писать программу, то UX/UI-дизайнера больше интересует стилистика будущего IT-решения, его целевая аудитория, референсы, фирменный стиль компании-заказчика.

Если вы уже выполнили хотя бы несколько проектов на фрилансе, то примерно понимаете, какая информация нужна для работы в первую очередь. Обязательно уточните в брифе:



  • Что в итоге получит клиент: мобильное приложение, лендинг, собранный на конструкторе, дизайн-макет сайта в Figma, видеоролик, загруженный на YouTube-канал или что-то еще
  • Параметры готового продукта: функционал приложения, язык программирования, фреймворк; продающий текст из 12 блоков для лендинга для компании по продаже комнатных растений, дизайн 30 страниц интернет-магазина в формате Figma, включая главную страницу, каталог, товарные карточки, личный кабинет, корзину, страницу оплаты и другие важные элементы
  • Какую бизнес-задачу решает проект: увеличить поток посетителей или средний чек интернет магазина, повысить узнаваемость бренда или запустить стартап. Это разные цели, которые достигаются разными средствами
  • Позиционирование компании: какими преимуществами должен обладать готовый продукт, на какой сегмент пользователей он рассчитан
  • Основные конкуренты: с какими существующими продуктами конкурирует заказчик, с кем борется за внимание аудитории
  • Референсы: примеры сайтов, приложений, видеороликов, статей, которые нравятся заказчику. Причем запрашивайте не просто ссылки на понравившиеся ресурсы, а сразу просите объяснить, что конкретно «зацепило» клиента (цветовое решение, структура страницы, стиль текста)


  • Сроки сдачи работы и запуска проекта, рекламы, выхода ролика или публикации
  • Материалы для начала работы: логотип, исходники графики, данные аналитики, статистика продаж, референсы и любые другие данные, нужные для начала работы
  • Специфические нюансы: спросите, что еще обязательно должно быть в итоговом проекте, а что недопустимо (определенные цвета, слова и так далее)

А теперь давайте обсудим возможные форматы брифа и способы его заполнения.

Как получить подробно заполненный бриф?


Формат брифа выбирайте на свое усмотрение, но лучше, если он будет доступен онлайн, чтобы вы и клиент могли обращаться к нему в любое время. Это может быть файл в Google-документах либо опросник в Google-формах.

Составить бриф — это только половина дела. Сложнее добиться, чтобы клиент качественно его заполнил. Большинство фрилансеров просто отправляет ссылку на бриф клиентам и ждут ответа. Это не лучшая стратегия.

Рекомендуем договориться о созвоне, обсудить с клиентом детали проекта и вместе заполнить бриф. Вы задаете вопросы, фиксируете ответы и ведете запись встречи (обязательно с согласия собеседника), чтобы при необходимости переслушать отдельные моменты. И обязательно покажите готовый бриф заказчику, чтобы он прочитал и подтвердил, что все указано верно.



Заключение


Не бойтесь показаться назойливыми, задавая много вопросов в ходе брифования. Наоборот, это демонстрирует клиентам вашу заинтересованность и профессионализм, помогает справиться с задачей наилучшим образом и создать продукт, максимально эффективный с точки зрения бизнес-целей заказчика.
Понравилась статья? Сохраните её в своих соц. сетях!
обучайся с нами профессии
Frontend-разработчик
Подробнее о курсе
Читайте другие статьи
Как не думать о работе в отпуске?
Целый год вы мечтали об отпуске, планировали интересные поездки или отдых на море. И вот, когда представилась возможность отвлечься, в голову лезут навязчивые мысли о работе. Разбираемся, как «выключить» их и полноценно расслабиться.
Фриланс
1650
Как бороться с конкуренцией на фрилансе?
Конкуренция — это часть нашей жизни. Мы боремся за место работы, за победу на конкурсе и даже за возможность купить последний круассан в любимом кафе. Фриланс не исключение.
Фриланс
3442
Как поднять цены на услуги постоянного заказчика?
Цена на ваши услуги выросла, так как вы стали профессиональнее, быстрее, внимательнее и просто делаете работу высокого качества. Как поднять цены на свои услуги и сохранить хорошее отношение с постоянными клиентами?
Фриланс
2156
Получайте первыми свежие статьи из нашего блога прямо на вашу почту
Введите корректный e-mail
Никакого спама. Только ценные и полезные статьи для вас!